Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты византийской культуры.
Византийская империя возникла в IV в. в ходе распада Римской империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. Столицей был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. С основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской империи. Завершением обособления принято считать 395 г., когда произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Культура складывалась под влиянием римских, греческих и восточных (эллинических) традиций. Язычество и христианство заложили основание византийской культуры, но сформировалась она как христианская. В первые века существования империи поддерживались античные традиции образования. Идеология господ хотя и сохраняла античные традиции, но при этом отвергала развитие свободной личности, в ее основе лежал церковный аскетический идеал — смирение. Деспотический характер византийского государства установил строгий контроль за идейной жизнью, породил преклонение перед власть имущими, безудержное восхваление правящего императора. У византийцев существовала вера в возможность индивидуального спасения, хотя она не сочеталась со свободой, так как византиец был зависим от высших сил — бога и императора. Имел место культ императора (земного божества), требовавший поклонения, особых церемоний, одежды, обращений и т.д. Бюрократическая централизация византийского государства определяла направления развития культуры, художественный вкус. Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Историю развития византийской культуры разделяют на несколько периодов. Первый (IV—VII вв.) — период, характеризовавшийся борьбой отживающей цивилизации рабовладельческого общества, внутри которого уже зарождались элементы феодализма, с новой идеологией. Христианская церковь вела борьбу с античной культурой, стремилась придать классическому наследию богословскую окраску. Но, несмотря на кризис античности, в Византии все же сохраняются ее основные элементы, протовизантийская культура носит еще городской характер. Это период становления христианского богословия при сохранении достижений античной научной мысли, период выработки христианских художественных идеалов. Второй (конец VII — середина IX в.) — период культурного распада в связи с сокращением ремесленного производства и торговли, общей аграризацией, экономическим упадком, потерей Византией восточных провинций и крупных центров экономической и политической жизни. Третий (середина IX—XII в.) — период нового культурного подъема в Константинополе, распространившийся и на провинциальные города. Характеризуется восстановлением античных традиций, систематизацией сохраненного культурного наследия, зарождением элементов рационализма, использованием античного наследия. Но конец XII в. принес культурный спад, связанный с экономической и политической нестабильностью, еще более усугубившийся варварским разграблением Константинополя крестоносцами. Четвертый (XIII—XIV вв.) — период идейной реакции, обусловленной политическим и экономическим упадком. Предпринимаются попытки преодоления средневекового мировоззрения и эстетических принципов, не получивших развития. Византийская культура находится в условиях зарождения гуманистической идеологии, ожесточенной борьбы реакции против ростков византийского гуманизма. Главным стремлением стало формальное восстановление античной образованности. Особенностью развития византийской культуры в целом явилось то, что борьба между церковью и государством, частая смена власти, войны, межпартийные раздоры — все это не способствовало укреплению и стабильности государства, а, наоборот, разрушало его и созданную до этого культуру. Но существовал длительный переходный период, когда античные принципы, тематика, жанры хотя не господствовали, но сосуществовали с новыми принципами. Именно в смешении нового и старого, римской государственности и греческого демократизма кроется возможность существования тысячелетней истории Византии, положившей начало феодальному строю и формированию культуры эпохи Средневековья в Европе.
|