Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифологическое мироотношение первобытного человека. Синкретизм мышления.






Миф (от греч. mythos - предание, сказание) — это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы:

- о сотворении мира;

- об основании древних государств и городов;

- о поступках культурных героев;

- о месте человека в мире и его назначении;

- о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф — это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек.

Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурноисторического развития.

Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни. Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека и возникают на основе его способности верить в определенную структуру бытия. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю.

Синкретизм (греч. syncretis - соединение) т.е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражаютданное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами.

Древний человек понимал себя частью единого природного организма, переносил на природу свои собственные ощущения, наполняя жизнью, и воспринимал ее как живой организм. Гомогенность и синкретизм проявляли себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Вместе с тем, корни гомогенности и синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой однородность и слитность разных аспектов деятельности были реализованы практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

- охота и собирательство — унаследованные человеком от животных способы потребления природы;

- изготовление орудий труда — феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стало и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней — превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

 

19. Основные концепты индийской культурной картины мира: сансара, карма, нирвана, ахимса, архат, реинкарнация.

Всё бытие делится на сансару и нирвану. Нирвана – покой, устойчивость, из которой вытекают все миры, это огненно творящий космос, для человека это состояние совершенства всех энергий и элементов души; для буддистов нирвана – это конечная цель. Сансара – поток активных элементов, состоит из сансар людей, животных. Для человека сансара определяется Анатмоном душа – это связка феноменов, иллюзия единой личности, состоит из пучка дхармм, во время смерти распадается, если её не держит карма. Карма – накапливание скрытых психических впечатлений между дхармами, то, что переживает душа.

Идеал – Архат, достигший просветления

Реинкарнация – перевоплощение.

Ахинса (ахимса) (санскр. непричинение вреда) – характерный этический принцип индийской философии и религии: воздержание от нанесения вреда всему живому без какого-либо ограничения или выбора. Основная добродетель, от которой зависят все остальные. Отражает идею родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.

Карма (санскр. действие) – сумма добрых и злых деяний жизни, которая создает предпосылки для нового, последующего существования и определенной судьбы. Злые дела принесут страдания в новом рождении, добрые принесут благо. Карма – самоподдерживающийся безличный закон мироздания, которому подчинены даже боги.

Нирвана (санскр. прекращение) – состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к брахману (абсолюту). В буддийской философии под нирваной понимают непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обуславливающие индивидуальное существование. Сторонники позднего буддизма называют нирваной состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы.
Сансара – повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только путем проникновения в нирвану. Сансара – это земной мир, полный страстей, влечений, переживаний, приобретений и потерь, которые разрушают душу

этический принцип ахинса (жалость ко всему живому), сансара (беспрерывный процесс перерождения, идея родственности и неуничтожимости всего живого, взаимоперехо- да его форм).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал