Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сакральная модель византийского государства.
К XII в. окончательно сложилась классическая византийская модель цивилизации со всеми особенностями ее государственной, социально-экономической и культурной жизни, которые принципиально отличали ее от западноевропейской. Наиболее характерной чертой Византии было всевластие централизованного государства в виде неограниченной самодержавной монархии. В ее центре находился император, считавшийся единственным законным наследником римских властителей, отцом большой семьи всех народов и государств, находившихся в сфере влияния Византии. Усепроникний контроль жестко централизованной государственной машины над обществом, его мелкая регламентация и постоянная опека были бы невозможны без мощной касты государственных чиновников. Она имела четкую иерархию должностей и титулов, состоявшая из 18 классов и 5 разрядов - своеобразную " Табель о рангах". Безликая армия бюрократов в центре и на местах выполняла фискальные, административные, судебно-полицейские функции с усердием и упорством, что вращались для населения постоянно растущим бременем налогов и повинностей, расцветом коррупции и сервилизма. Государственная служба обеспечивала человеку почетное место в обществе, становилась основным источником ее доходов. Чрезвычайно важным компонентом византийской государственности была церковь. Она обеспечивала духовное единство страны, воспитывала населения в духе имперского патриотизма, играла колоссальную роль во внешней политике Византии. В X-XI вв. продолжало расти количество монастырей и монахов, церковно-монастырское землевладение. Хотя согласно византийской традиции церковь была подчинена власти императора, ее роль в общественно-политической и культурной жизни постоянно росла.. Одновременно в Византии, в отличие от стран Запада, так и не сложилось гражданского общества с присущими для него корпоративными связями и институтами, развитой системой частной собственности. Характерной чертой социально-экономического развития Византии в IX-XV вв. можно считать доминирование села над городом. В отличие от Западной Европы, в Византии феодальные отношения в деревне развивались очень медленно. Частная собственность на землю оставалась чрезвычайно слабой. Длительное существование крестьянской общины, широкое использование рабского труда, государственный контроль и налоговый пресс определяли характер социального развития на селе. Однако со временем возникли крупные земельные поместья, принадлежавшие светским и церковным владельцам. Они стали основными центрами ремис ничего производства и торговли. Прогрессирующая деградация города оказалась еще одной особенностью социально-экономического развития Византии. В противоположность Западной Европе город не стал здесь главным очагом и фактором прогресса. Византийские города не имели почти ничего общего с античными. Они скорее напоминали большие села за своим внешним видом, однообразной архитектурой, примитивным благоустройством, тесными связями их жителей с сельским хозяйством. Здесь не сформировались традиции особой городской культуры, самоуправления, осознание собственных муниципальных интересов с присущими для них правами и обязанностями жителей. Город находился под жестким контролем государства. В византийских городах так и не сложились корпоративные профессиональные объединения ремесленников и торговцев по цеховому образцу. В последние десятилетия существования империи иимиста фактически превратились в дополнение к сельского ремесла и торговли, которые развивались в феодальных поместьях.
|