Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура истолковывалась им как второе рождение человека.
Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала: - надприродная сущность культуры; - историческая причина развития данного явления. Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:
Согласно пониманию Гердера, культура формирует человека.
7. Ф.Ницше об «аполлоновском» и «дионисийском» началах бытия и культуры. Образец подлинной культуры Ницше видит в досократовской Греции. По его мнению, она связана " с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Ницше, пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала " разумом", " истиной", " Богом" – иными словами, гипертрофированным аполлинизмом. Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Ницше, стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для героизма и самостояния, все более торжествует посредственность. Спиритуалистическая философия, христианская религия и аскетическая мораль отрывают, по Ницше, человека от истоков самого существования – от " жизни", заставляя его " зарывать голову в песок небесных дел". Однако время этих учений, констатирует Ницше, прошло; нужны новые идеи". 8. Шпенглер о «закате европейской культуры». Основные положения книги «Закат Европы».
Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она: - рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует раннему характеру культуры; - расцветает и достигает зрелости, - стареет и умирает, превращаясь впозднюю форму культуры. Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа, 1000 лет. Ø Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и не способны понять друг друга. Исключение, пожалуй, сделано только для западноевропейской (фаустовской) культуры, которая, по мысли философа, отличается «небывалым восприятием всех предыдущих». Всего философ выделил 8 великих культур, достигших своего завершения: 1) египетскую (культуру «молчания»); 2) индийскую, вавилонскую, китайскую; 3) греко-римскую («аполлоновскую»); 4) византийскую (магическую); 5) культуру «майя»; 6) западноевропейскую («фаустовскую», рассудочную). По его мнению, следует ожидать и появления т.н. «русско-сибирской» культуры. Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». КУЛЬТУРА: - уникальна, основана на неравенстве, элитарна, аристократична и возвышает человека над его практическими нуждами; - создает органичную систему духовно-социальных ориентаций для общества и индивида; - национальна, связана с землей и культом, религиозна. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: - заключительный этап культуры; - застывшее, окостеневшее состояние социума; - торжество научно-технических достижений и упадок искусства.
|