Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и методы государственного регулирования экономики






Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ­ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо­мику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе­ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет­ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно­го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде­ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор­мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству­ющими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте­ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало­гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны­ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес­сы формирования ими целей экономической деятельности, явля­ются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвен­ного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу­дарства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определен­ный временной лаг между разработкой и применением государ­ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове­дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко­номическую политику государства.

Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало­говые льготы.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме­ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен­ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до­таций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Государственное регулирование цен, осуществляемое с помо­щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и пред­ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси­онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще­нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни­жение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностран­ных инвестиций и др.

Реализация функций, форм, методов государственного регули­рования осуществляется посредством экономической политики государства.

Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

· политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

· изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику ” целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

· краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

· среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.

· долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

· общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

· региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

· целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

· отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

· чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал