Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы предприятий в современной рыночной экономике






Согласно Гражданскому кодексу РФ все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на: некоммерческие и коммерческие.

Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у них не основная цель и они не распределяют ее между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации.

Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам:

1) хозяйственные товарищества и общества

-полное товарищество;

-ООО;

-Акционерное общество;

- товарищество на вере;

- Общество с дополнительной ответственностью.

2) личные (индивидуальные) предприятия

3) производственные кооперативы

4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.

Товарищества, как правило, представляют собой объединение лиц, а общества - объединение капиталов. Основное отличие между объединениями лиц и капиталов состоит в степени ответственности учредителей перед кредиторами.

Принципиальные отличия между объединениями лиц и объединениями капиталов

Хозяйственные товарищества и общества могут создаваться как полные товарищества, с ограниченной ответственностью и товарищества на вере (коммандитное товарищество).

Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы предприятия и ее участников.

Товарищество на вере, или коммандитное, отличается тем, что оно состоит из двух групп участников. Одни из них осуществляют предпринимательскую деятельность от имени всего товарищества и при этом несут дополнительную неограниченную ответственность своим личным имуществом по его обязательствам. Другие - не несут такой ответственности, поскольку их вклады становятся собственностью товарищества. Они несут лишь риск утраты вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому как юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Для общества с дополнительной ограниченной ответственностью характерны черты общества с ограниченной ответственностью за исключением имущественной ответственности участников общества.

Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, а каждая из них выражена ценной бумагой - акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Акционеры-обладатели акций - не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков - утраты стоимости принадлежащих им акций. Акционерная форма не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения, но она также демократизирует экономику, дает существенный социальный результат, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлятьдеятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах» акционерные общества подразделяются на два типа: открытые и закрытые. В первом его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором акции распределяются только среди его участников. Число акционеров открытого общества не ограничено, а закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Производственные кооперативы создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству, основанной на личном трудовом или ином участии. В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Руководитель (директор) такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу.

Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации. Оно же утверждает устав и принимает решение о его ликвидации. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема. Российским законодательством определены два критерия для отнесения их к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

16. Малое предпринимательство: понятие, роль в рыночной экономике

Малое предпринимательство – сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих.

Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

(Роль в экономике):

Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34, 9% чистого дохода, а в Японии 56, 6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

В настоящее время малое предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются такие понятия, как:

· «субъекты малого и среднего предпринимательства»,

· «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,

· «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,

· а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

· средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

· малые предприятия - до 100 человек;

· в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

· специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

· упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

· упрощенный порядок составления статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

· формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

· меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

· меры финансовой поддержки;

· меры для развития инфраструктуры поддержки;

· иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Как мы видим, в законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов.

Основная поддержка малого предпринимательства – государственная поддержка.

В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. Так, в 2009 году выделено около 30 млрд. руб. по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса, а Министерство экономического развития РФ увеличило финансирование государственной поддержки малого предпринимательства до 10, 5 млрд. руб. Эти средства преимущественно поступили в регионы.

В настоящее время остро стоит задача развития в небольших городах и поселениях небанковских институтов микрофинансирования: кредитных кооперативов, частных коммерческих микрофинансовых организаций, специальных областных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

В 2008 году российским парламентом принят ряд важных федеральных законов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок был подписан Указ Президента РФ от 15.05.2008 №797 " О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", принят Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Эти меры направлены, в том числе, на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 г. ставки налога на прибыль компаний с 24 до 20 процентов за счет ее федеральной части; ставки при применении упрощенной системыналогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5 процентов, стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям. Они предусматривают также предоставление малым и средним предприятиям – добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества – преференции при его приватизации.

Однако для малого бизнеса приватизация арендуемых помещений не всегда по силам. Выкуп недвижимого имущества по рыночным ценам требует значительных финансовых затрат. Преференции при проведении приватизации согласно принятому в июле 2008 г. Закону установлены на период с 1 января 2009 г. до 1 июля 2010 г. Законопроект о продлении этого срока до 1 января 2012 г. внесен Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и председателем Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганесом Оганяном в Государственную Думу.

Государство приняло меры и по стимулированию производства на малых и средних предприятиях через систему государственных заказов. Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства принято решение удвоить госзакупки у малого бизнеса - с 400 млрд. до 800 млрд. руб., отменен порог максимальной стоимости контракта на госзакупки у малого бизнеса. Ранее он составлял 3 млн. руб. на поставку товаров и 2 млн. руб. на оказание услуг. Теперь максимальная цена контракта будет определяться Правительством РФ. Создается электронный портал для проведения торгов по госзаказу.

Особо стоит отметить актуальность проблем агропродовольственного комплекса, для которого необходимо продумать вопросы субсидирования процентных ставок, пролонгации кредитов, расширения лизинга сельхозтехники, товарных интервенций, поддержки мясомолочной промышленности и животноводческого комплекса.

 

17. Государственная собственность в РФ: формы, организация управления

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.

Унитарное предприятие – это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган – собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.

Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются в ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как правило, исключаются из предмета регулирования бюджетные отношения, отношения, связанные с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

- государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

- она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

- государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

- государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему.

- государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем сниженияналогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

 

18. Денежная система: понятие, основные элементы

Денежная система - организация денежного обращения в стране, регулируемая государственными законами.

Тип денежной системы каждого исторического периода в значительной степени зависел от той формы, которую принимали деньги. Как известно, они могли быть полноценными (как товар) или в виде знаков стоимости (бумажные, кредитные). С учетом этого различают:

• денежные системы металлического обращения;

• денежные системы обращения кредитных и бумажных денег.

Для металлического обращения характерны два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм (XVI-XVIII вв.). Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль денег за двумя металлами (обычно золотом и серебром). Монеты из этих металлов свободно чеканятся и обращаются на равных условиях. Существует три разновидности биметаллизма:

1) система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается стихийно на рынке;

2) система двойной валюты, при которой соотношение определяется государством;

3) система хромающей валюты, при которой золотые и серебряные монеты являются законным платежным средством, но не на равных условиях. Так, чеканка одной из " хромающих" валют (серебряных монет) производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет.

Параллельное обращение двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречит сущности денег, вызывает резкие колебания цен на товары, выраженных в двух валютах, что не способствует развитию рыночных отношений и укреплению денежной системы. Поэтому фактически в конце XVIII - начале XIX в. в ряде государств начался переход к монометаллизму.

Монометаллизм - денежная система, при которой один металл является всеобщим эквивалентом денег, но в обращении одновременно функционируют и другие знаки стоимости (банкноты), разменные на золото, монеты.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма:

1) золотомонетный стандарт;

2) золотослитковый стандарт;

3) золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерны:

• обращение как золотых монет, так и знаков золота;

• выполнение золотом всех функций денег;

• свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;

• свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости.

После первой мировой войны в отдельных странах был введен золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на слитки золота только при предъявлении определенной суммы, установленной законом. В большинстве стран был установлен золотодевизный стандарт, и банкноты стали обменивать на иностранную валюту (девизы), разменную на золото. Золотодевизный стандарт усилил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания международных валютных договоров (блоков), формирования систем международного валютного регулирования и т.п.

С 30-х годов XX в. в мировой экономике сформировались и утвердились денежные системы, построенные наобороте неразменных кредитных денег. Во второй половине XX в. практически во всех странах прекратился размен валюты на золото, было отменено золотое содержание национальных валют. Для их денежных систем стали характерны:

• ослабление связи денег с золотом;

• вытеснение золота как из внутреннего, так и из внешнего оборота, оседание его в резервах (в основном в банках);

• преобладание в обороте неразменных кредитных денег над бумажными;

• выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

• широкое развитие безналичного денежного оборота, увеличение его доли в структуре денежного оборота при общей тенденции роста объемов денежного оборота;

• создание новых методов, инструментов государственного денежно-кредитного регулирования.

Однако денежные системы, основанные на обороте кредитных денег, неоднородны. Это, в частности:

1) система, свойственная административно-распределительной модели экономики;

2) система стран с развитой рыночной экономикой.

Последняя используется в большинстве государств современного мира. Для нее характерны: выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с реализацией денежно-кредитной политики; обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золотовалютные резервы, ценные бумаги, товарно-материальные ценности); четкое разделение функций банков по выпуску наличных и безналичных денежных знаков; децентрализация денежного оборота между банками; прогнозное планирование денежного оборота; создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования; определение роли центрального банка в управлении денежной системой.

Основными из элементов денежной системы являются:

· наименование денежной единицы и ее частей;

· виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;

· эмиссионный механизм;

· порядок обеспечения денежных знаков;

· структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;

· порядок установления валютного курса;

· государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование (или изменить его). Денежными единицами являются, например, в США - доллар, Японии - иена, Германии, Франции и ряде других европейских государств - евро, Польше - злотый, Китае - юань, России - рубль, Украине - гривна, Литве - лит, Латвии - лат, Эстонии - крона, Республике Беларусь - белорусский рубль и т.д.

Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:

• бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги(банковские билеты);

• казначейские билеты;

• разменные монеты.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами - рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.

• Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличнойденежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) - определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует " цену" денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках.

 

19. Система безналичных расчетов: организация, направления совершенствования

Деньги как инструмент наиболее характерны для общества, который вступил в этап рыночных отношений. Деньги в таком обществе используются для экономических расчетов за произведенные продукты и оказанные услуги. При этом расчеты между субъектами рыночных отношений могу принимать как наличную, так и безналичную форму.

К настоящему моменту их эволюция от простейшей наличной (а ранее - натуральной) формы к более эффективной (безналичной) прошла долгий исторический путь.

Наличная форма и сейчас характерна для обществ с наиболее отсталой экономикой. Безналичные же расчеты применяются в экономически высокоразвитых странах. В то же время в современное время есть еще достаточно стран, где одинаково функционируют обе формы денежных взаимоотношений.

Соотношение применяемости их прямо зависит от уровня развития экономики, а также науки, образования и уровня развития торговых процессов.

Расчеты между контрагентами в случае применения безналичных платежей более выгодны, если их рассматривать с любой точки зрения.

Безналичные расчеты в значительной степени ускоряют процессы оплаты, достаточно сильно упрощают его, а также способствуют существенному снижению так называемых издержек обращения. Очевидным примером этого является факт, когда покупатель с продавцом находятся в определенном удалении друг от друга (в разных городах, странах).

Безналичная форма денежных расчетов, конечно, более выигрышна, чем наличная. В то же время для ее полномасштабного и эффективного внедрения необходим достаточный уровень технологической инфраструктуры, а также определенного уровня образования, культурного развития и другие признаки.

Исторически сложилось так, что наличные формы расчетов получили наибольшее распространение в средневековой Европе. Безналичных платежей тогда не было нигде в мире. Сегодня же, как упоминалось выше, только наличная форма расчетов применяется в наиболее отсталых странах (например, в странах Африки). С другой стороны, изучение прошлого и прогноз будущего платежей говорит о том, что в скором времени наступит то время, когда безналичная форма расчетов полностью вытеснит наличные платежные инструменты.

Что же такое безналичные расчеты?

В рыночной экономике большая часть денежных расчетов осуществляется в безналичной форме. Это позволяет достигнуть значительной экономии на издержках обращения.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, в результате которых деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Деньгами при этом обмениваются контрагенты, т.е. деньги как таковые при этом списываются (уходят) со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Возникающие при этом операции по безналичным расчетам фиксируются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам. Каждое предприятие, организация или учреждение, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны иметь в данном банке только один расчетный счет.

Принципы организации безналичных расчетов:

1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам.

2. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3. Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов.

4. Срочность платежа.

5. Обеспеченность платежа. Этот принцип предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств). Перспективная обеспеченность предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей.

Операции по безналичным расчетам открываются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками. Каждое предприятие может иметь несколько расчетных (текущих) счетов в разных банках.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, имеющим статусюридического лица. Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются следующие документы:

¨ заявление об открытии счета;

¨ свидетельство о государственной регистрации предприятия;

¨ копия устава, заверенная нотариально;

¨ копия учредительного договора, заверенная нотариально (если он есть);

¨ свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика;

¨ документ о подтверждении полномочий директора (протокол собрания учредителей, контракт);

¨ документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера;

¨ 2 карточки с образцами подписей должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, с оттиском печати, заверенные нотариально;

¨ регистрационная карточка статистических органов.

После экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет с присвоением номера, а также заключает с клиентом договор о расчетно-кассовом обслуживании (договор банковского счета).

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В договоре предусматривается плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету, за кассовое обслуживание клиентов.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие ограничения его права распоряжаться денежными средствами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь – по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в фонды (ПФ, ФСС, ФОМС);

в четвертую очередь – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Положением ЦБР от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» установлены следующие формы расчетов:

1) расчеты платежными поручениями;

2) расчеты по аккредитивам;

3) расчеты чеками;

4) расчеты инкассовыми поручениями;

5) расчеты платежными требованиями.

 

20. Инфляция: виды, причины и методы регулирования

Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Перечислим теперь важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.

2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемых подобным образом. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потреблениенационального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении гонки цен, а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

4. Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции. Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары.

5. Одна из причин инфляции, имеющая особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

· Ползучая (умеренная) инфляция

· Галопирующая инфляция

· Гиперинфляция

· Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Уровень инфляции по странам Европы составил за последние годы около 3-3, 5% в год.

· Галопирующая инфляция (темп роста цен – до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах.

· Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении – более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

С точки зрения критерия- соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:

· сбалансированная инфляция;

· несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье – соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.

Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

Инфляция спроса

Инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Инфляция спроса упрощенно может быть представлена так:

Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем рост цен на последнее не поспевает за ростом цен на конечный продукт.

Инфляция издержек

В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются – признак недостаточного спроса. Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется – в свою очередь, через повышение издержек – на конечный продукт.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства иЦентрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

· регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

· регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

· обязательные денежные резервы коммерческих банков.

· операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

· прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

· государственное регулирование цен.

· государственное регулирование пределов заработной платы.

· государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

· государственное регулирование валютного курса.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций, реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно – в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на понижение» обречена.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской экономики.

В целях ускорения экономического роста в РФ, сокращения инфляции считается необходимым реализовать ряд мер:

1. Фонд развития как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и следовательно, к росту импорта.

2. Фонд развития (бывший Стабилизационный фонд), как и бюджетные средства правительства (в отличие от валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (незачем клонировать государственные резервы).

3. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть - на инвестиции покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.

4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании).

5. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций.

6. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике.

7. Необходимо (и без существенных рисков и напряжения возможно) значительно увеличить денежную базу в экономике, направив в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе около 3-4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов.

Политика процентной ставки или ставка рефинансирования центральных банков в современной рыночной экономике является наиболее эффективным методом (инструментом) регулирования денежной массы и инфляционных процессов.

 

21.Финансы организаций: сущность и принципы деятельности

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования основного и оборотного капитала, целевых денежных средств, их распределения и использования.

Принципы определяются основами хозяйственной деятельности предприятия.

Основные принципы:

1) Принцип хозяйственной самостоятельности.

Предприятие, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Для получения дополнительной прибыли предприятия могут, кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других компаний, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков.

2.Принцип самофинансирования.

Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных источников финансирования. Это значит, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных средств, а при их недостатки может привлекать заемные.

3. Коммерческий расчет

Коммерческий расчет – метод ведения хозяйственной деятельности, который заключается в соизмерении произведенных затрат с полученным эффектом.

Цель коммерческого расчета – максимальная прибыль при минимальных затратах.

Сущность коммерческого расчета состоит в том, что:

субъекты хозяйствований обладают финансовой независимостью

предприятия несут ответственность за фактические результаты работы и выполнения обязательств

у предприятий складываются отношений с банками, страховыми компаниями и прочими контрагентами, которые направлены на формирование коммерческих начислений.

4.Принцип материальной ответственности.

Реализуется в результате образования убытков и не способности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров.

В более широком смысле материальная ответственность состоит в том, что ухудшение финансового состояния автоматически приводит к невозможности бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова и материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятий и его учредителей. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т. д.

5.Принцип материальной заинтересованности.

Определяется основной целью предпринимательской деятельности, т.е. получением прибыли. Реализация этого принципа зависит не только от самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

6. Принцип контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Вытекает из сущности финансов, контроль заключается в анализе финансовых показателей деятельности предприятия и использовании мер воздействия различного содержания.

7. Принцип формирования резервных фондов

Резервы обеспечива


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.062 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал