Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы социальной сферы






Финансы предприятия – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Финансы предприятий – это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. За счет налоговых поступлений организаций формируются централизованные (на уровне государства и местного самоуправления: государственные и муниципальные финансы; финансы государственных внебюджетных фондов; финансы государственного кредита; финансы системы страхования; финансы организаций и финансы граждан) и децентрализованные (на уровне хозяйствующих субъектов: финансы домашних хозяйств, финансы граждан, финансы системы страхования) фонды денежных средств.

Источники финансовых ресурсов зависят от организационно-правовой формы предприятий.

У государственных предприятий, имущество, которого принадлежит государству, такими источниками являются прибыль от предпринимательской деятельности и бюджетное финансирование при участии государственных программ.

У коммерческих организаций, основной целью которых является получение прибыли, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; заемные средства (краткосрочные и долгосрочные ссуды); целевое финансирование (м.б. бюджетным или коммерческим); добровольное пожертвование.

У некоммерческих организаций, основной целью которых является не получение прибыли, а удовлетворение социальной потребности общества, такими источниками являются: доход от предпринимательской деятельности; бюджетное финансирование (если участвует в тендере); гранты; пожертвования.

У бюджетных организаций, деятельность, которых связана с социальной сферой, в отличие от некоммерческих организаций, основным источником является бюджетное финансирование. Второй источник –доходы от предпринимательской деятельности, которые должны отправляться на расширение деятельности. Основами финансового планирования является смета доходов и расходов. В качестве учредителей бюджетных организаций выступают органы государственной власти страны, субъектов или местного самоуправления.

Бюджетные организации классифицируются по ряду признаков:

в зависимости от выполняемых функций по роду деятельности: государственное управление, муниципальное управление, судебная власть, международная деятельность.

в зависимости от источников финансирования: за счет федерального бюджета, за счет средств субъектов, за счет местных бюджетов.

по источникам формирования средств: оказывающие платные услуги, не оказывающие.

Особенностями финансов бюджетных учреждений являются: исключительная связь с бюджетом, результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации; может предоставлять платные услуги, за счет этого формирует часть собственных средств; отсутствие самостоятельности в расходовании средств, осуществляется контроль со стороны государства за экономным и рациональным использованием бюджетных средств.

Основные принципы организации финансов бюджетных учреждений:

- целевое использование средств;

- жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств, по каждой группе составляется смета по их расходованию. При недостатке бюджетных средств организации разрешено использовать средства от предпринимательской деятельности, но не предусматривается их возмещение из бюджета.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения культуры. Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации " Об образовании" от 13.01.1996 № 12-ФЗ государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10%национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.
Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях, и т.д.
Принцип финансирования расходов на культуру - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

Особенности планирования расходов бюджетных учреждений.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

• обучение по дополнительным образовательным программам;

• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

• репетиторство;

• углубленное изучение отдельных предметов и др.

 

26. Современное мировое хозяйство: понятие, структура

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

В самом общем виде хозяйственный механизм мирового хозяйства можно определить как систему реализации собственности и использования производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования и стимулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых правил, которые обусловливают производство, распределение, обмен и потребление произведенной продукции, динамизм и качественные параметры экономического развития.

Как любой социально-экономический объект механизм мирового хозяйства выполняет определенные общественные функции:

• в число основных функций механизма и мирового, и национального хозяйства входит экономическая реализация собственности, которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости. Собственность реализуется в конкретных формах движения капитала, внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, которые порождают соответствующие приращенные формы прибавочной стоимости. Сама по себе собственность, не дополненная элементами хозяйственного механизма, остается в потенции, нереализованной;

• важная функция хозяйственного механизма - регулирование пропорций мирового производства. Необходимость их регулирования заключается в том, что они устанавливаются путем постоянных отклонений. Существующие пропорции воплощаются в наборе определенных величин, которые могут изменяться в противоположных направлениях;

• разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений в их конкретных формах - также функция хозяйственного механизма.

Основной организующей силой мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.

Центральным звеном рынка является конкуренция, способствующая выявлению, распространению и эффективному использованию новых, до сих пор бывших недоступными данных о предпочтениях, средствах, технологиях. Она сопряжена с большим ущербом для одних и выигрышем для других.

В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международном уровнях. Это государства, интеграционные объединения, ТНК и ТНБ, международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.

Современная мировая экономика - это единая глобальная экономическая система, включающая национальные государства, транснациональный капитал (транснациональные корпорации и банки), а также крупные города и мегаполисы, блоки стран, международные организации, оффшоры и отдельных бизнесменов-транснационалов.

Субъекты мирового хозяйства. Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основныххозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Государство - основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения.

Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.

Транснациональные компании (ТНК) занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

Тенденции:

1. Глобализация и возникновение единого глобального мира - это важнейшая тенденция развития мировой экономики, далеко выходящая за рамки чисто экономических процессов. Современный мир можно представить себе как совокупность взаимовлияющих и отчасти саморегулирующихся процессов. Глобальные процессы постепенно, эволюционно создали общепланетарные контуры обратной связи. Именно эти глобальные связи обеспечивают единство мировой экономики.

2. Постиндустриализация и становление постиндустриального общества в развитых странах. Его сущность заключается в том, что все большее число людей оставляют работу в промышленности и переходят в сферу обслуживания (туризм, гостиничное хозяйство, общественное питание, коммунальные услуги, транспорт, торговля и т.п.). Такой переход часто носит вынужденный характер - в связи с технологическим развитием промышленность и сельское хозяйство нуждаются все в меньшем количестве рабочей силы, которую замещают овеществленные в технологиях знания и капитал.

3. Информатизация экономики - это процесс постепенного роста доли людей, занимающихся информационной деятельностью, при относительном уменьшении доли людей, занятых в промышленности и сельском хозяйстве.

4. Процесс финансизации экономики представляет собой увеличение удельного веса финансового сектора экономики в ВВП мира и развитых стран и рост значимости этого сектора.

5. Становление единых информационно-финансовых институтов. Обращение финансов - это во многом обращение определенной формы информации. Деньги являются прежде всего информационным продуктом. Это стало особенно очевидно с появлением и распространением электронных денег. Деньги, ценные бумаги и финансовые инструменты, постепенно отрываясь от своих осязаемых материальных носителей, все более проявляют свою информационную сущность.

6. Транснационализация мировой экономики. Транснациональные корпорации контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.

7. Становление идеологического и институционального единства мировой экономики.

8. Экологизация мировой экономики. В настоящее время увеличивается удельный вес затрат на экологию общества, государств и отдельных компаний. Ужесточается экологическое законодательство.

 

27. Мировая валютно-финансовая система: этапы развития, принципы функционирования

Международные экономические отношения - это юридически оформленное экономическое взаимодействие между государствами, организациями и физическими лицами отдельных стран.

Обычно международные экономические отношения базируются на системе международных договоров и других юридических актов. Они связывают национальные экономики, на долю которых по-прежнему приходится основная часть экономической деятельности всех физических и юридических лиц.

Основными формами международных экономических отношений являются:

1. Международные рынки ресурсов. Основные запасы ресурсов сосредоточены в развивающихся странах, а используются в развитых. Цены энергоресурсов и сырья растут медленнее цен на готовую высокотехнологичную продукцию. Поэтому торговля ими оказывается невыгодной для развивающихся стран-экспортеров. Но изменить ценовой диспаритет им пока не удается.

2. Международные рынки товаров и услуг. Международная торговля развивается очень динамично: в 90-е годы ее объем рос в 5 раз быстрее, чем мировое производство. Это наиболее наглядно свидетельствует о нарастании глобализации мировой экономики. Большая часть мировой торговли приходится на обмен между крупными региональными торговыми блоками в рамках «триады» - США, ЕС и Япония. Следует особо подчеркнуть опережающий рост и, соответственно, возрастание в структуре международной торговли удельного веса сектора услуг. В 2008 г. услуги составили более трети мирового экспорта.

3. Мировые финансовые рынки. Межбанковский оборот за одну неделю примерно равен годовому ВВП США, а месячный оборот превосходит весь мировой ВВП. Международное движение капиталов (в форме займов, кредитов, торговли ценными бумагами, валютных операций и т.д.) в 50 раз превышает международный товарооборот. Важную роль в международных экономических отношениях играют международные долги.

4. Международные рынки технологий быстро растут. Развитые страны продают патенты и лицензии, дающие права на производство товаров по данной технологии. Торговля лицензиями выросла за последние 35 лет примерно в 35 раз. 80% всех лицензий продают развитые страны. Среди них лидируют США - около 66% всех продаж.

Практически все формы международных экономических отношений требуют от их участников вступления в валютно-кредитные отношения. Международные валютно-кредитные отношения – это часть международных экономических отношений, связанная с операциями с иностранными валютами.

Участниками этих отношений могут быть государства, национальные и транснациональные компании и банки (ТНК и ТНБ), международные финансовые организации и физические лица.

Основным наднациональным валютно-финансовым институтом является Международный валютный фонд. Кроме того, в число международных организаций, осуществляющих валютные операции, входят: Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Андский резервный фонд, Арабский валютный фонд, Африканский фонд развития, Международная ассоциация развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.

Международные валютно-кредитные отношения регулируются международными договоренностями, к которым относятся Унифицированные правила по документарному аккредитиву, Унифицированные правила по документарному инкассо, Единообразный вексельный закон, Единообразный закон о чеках, закон «О банковских гарантиях», Устав SWIFT, Устав CHIPS и другие документы.

Участники и институты валютно-кредитных отношений образуют валютную систему.

Основные валютные операции проводятся на валютных и других финансовых рынках.

 

28. Государственная финансовая политика: структура, цели, основы формирования

Финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению ростафинансовых ресурсов во всех секторах экономики и грамотному их перераспределению.

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее времягосударственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Главная цель государственной финансовой политики - создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Для осуществления целей необходимо решить ряд задач:

1. перевод экономики на инновационный путь развития

2. изменить структуру экономики

3. делать упор на перерабатывающие отрасли с\х

4. улучшить демографическую ситуацию в стране

5. ускорить процесс вхождения РФ в глобальную региональную экономику

6. обеспечить финансовую безопасность и финансовый суверенитет

Решение задач

Перевод экономики на инновационный путь развития

- включить затраты на инновационные разработки в себестоимость продукции

- списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации

- применение адресных налоговых льгот

- льготное кредитование инновационных разработок

- долевое финансирование крупных инновационных проектов

- безвозмездно передать или предоставить на льготных условиях государственное имущество или землю для специализированных инновационных предприятий и научной инфраструктуры.

Изменить структуру экономики; делать упор на перерабатывающие отрасли с\х; улучшить демографическую ситуацию в стране

- необходимо выделять средства на реализацию приоритетных национальных проектов, в частности демографический

- необходима государственная поддержка для строительства инфраструктуры на земельных участках предназначенных под жилищное строительство

- постепенное повышение МРОТ и доведение пенсии до прожиточного минимума

- изменить структуру можно только при государственной поддержки за счет грамотной таможенной политики

Обеспечить финансовую безопасность и финансовый суверенитет

Финансовая безопасность - деятельность государства, которая гарантирует защиту национальных интересов, достаточный оборонных потенциал и устойчивость финансовой и денежно-кредитной системы.

Меры:

- обеспечение достаточности бюджетных ресурсов

- грамотная политика доходов и расходов

- повышение эффективности функционирования национальной банковской системы

- прекращение бегства капитала

- стабилизация валютного рынка

-согласованность всех звеньев финансового сектора (бюджетного, налогового, фондового, страхового и кредитного)

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно-техническую политику.

Основными задачами финансовой политики в РФ являются:

1. обеспечение условий для формирования оптимальных объемов и структуры финансовых ресурсов;

2. обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;

3. рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально-экономических сфер;

4. создание и совершенствование механизма финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5. создание эффективной системы государственного управления финансами.

Финансовая политика имеет специфический характер в каждой конкретной сфере регулирования финансовых отношений. Соответственно различают следующие виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная, политика в области международных финансов и др.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее из трех структурных элементов:

1. разработки концепции финансовой политики, т.е. определения основных целей и задач государства в сфере управления финансами;

2. создания финансового механизма реализации финансовой политики;

3. управления финансовой деятельностью, заключающегося в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

В структуре финансовой политики особая роль принадлежит финансовому механизму, представляющему систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы. Эти элементы финансового механизма используются при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. К числу конкретных элементов финансового механизма относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.

К числу конкретных механизмов финансовой политики относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. Различают два метода финансового воздействия на развитие общества:

а) финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирование, кредитование и безвозвратное финансирование;

б) финансовое регулирование, заключающееся в регламентировании распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например: налоговый метод, платежи, отчисления.

Финансовая политика имеет определенные ориентиры во времени и в пространстве. Существенные изменения в сферах хозяйственной, социальной и политической жизни общества всегда сопровождаются соответствующей трансформацией финансовой политики.

 

29. Денежно-кредитная политика: цели и основные инструменты

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политикиБанка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Главное направление кредитно-денежной политики ЦБ РФ - снижение темпов инфляции. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия. Однако их группировка и национальные определения в РФ отличаются от общепринятых. Так, операции на открытом рынке называются инструментами абсорбирования, то есть изъятия денежных средств у банков.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведенияхозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основныеинструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рефинансирование банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Обязательные резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка – представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов(или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

30.Финансы граждан: источники формирования доходов, структура расходов

Финансы граждан — стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы граждан, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы граждан могут быть разных стандартов — минимальные, рациональные и элитарные финансы граждан, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.

Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минимальный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровню удовлетворения потребностей (уровень достатка и роскоши) соответствуют рациональный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.

Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и все возрастающее значение:

–для обеспечения социальной стабильности общества;

– для формирования классовой структуры общества;

– как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);

– как источник инвестиций в развитие экономики страны;

– как источник финансирования внутреннего долга правительства;

– для формирования страхового фонда страховщиков и др.

Доходы граждан, их структура

Доходы населения – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Доходы гражданина зависят от принадлежности к определенному классу, образа жизни, здоровья, трудоспособности, конъюнктуры на рынке труда, рыночных возможностей и угроз, рисков в практической деятельности и некоторых других факторов.

Денежные доходы классифицируются:

1. в зависимости от источника дохода:

– оплата труда наемной рабочей силы;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от собственности (дивиденды, проценты по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, от реализации имущества);

– государственные социальные выплаты (трансферты) из бюджета и внебюджетных фондов;

– страховое возмещение и прочие.

2. в зависимости от равномерности поступления:

– регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

– периодические (доходы по ценным бумагам, авторские гонорары и др.);

– случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

3. в зависимости от надежности поступления:

– гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);

– условно-гарантированные (оплата труда);

– негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Абсолютные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы и назначенных месячных пенсий, выраженные в ценах соответствующих лет (фактически действовавших ценах), называются номинальными их показателями.

Реальные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий – относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется на основании сведений, полученных от предприятий и организаций, исходя из фонда начисленной заработной платы работников, деленного на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на конец отчетного года на соответствующую численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Оплата труда наемных работников определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых предприятием наемному работнику за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленных сумм и включает фактические отчисления насоциальное страхование (взносы в государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социальногострахования, фонд обязательного медицинского страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами.

Расчеты по определению скрытой оплаты труда производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.

Денежные расходы граждан, их структура

Денежные расходы населения – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, включающие потребительские расходы и расходы, непосредственно не связанные с потреблением. Денежные расходы выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы, обеспечивают формирование и развитие рынка товаров и услуг, фондового рынка. Население выступает основным потребителем социальной сферы.

Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), прирост (уменьшение) сбережений во вкладах, ценных бумагах, изменение задолженности по ссудам, приобретение недвижимости, покупку иностранной валюты.

Основой финансовой деятельности граждан является процесс распределения дохода граждан на фонды потребления, накопления, налоговые платежи, а также на самострахование.

Фонд потребления предназначен для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд накопления будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих ценностей (земли, домов, транспортных средств), либо как капитал для получения прибыли (формирование первоначального капитала для коммерческой деятельности, капитализация путем вложения в ценные бумаги и банковские депозиты).

Фонд накопления может быть разделен на фонды инвестиций в недвижимость, предметы долговременного пользования, банковские сберегательные сертификаты, ценные бумаги, сберегательные виды страхования.

Эти фонды могут пополняться за счет дивидендов от инвестиций, сберегательного страхования, залога, дарения, получения наследства, получения гонораров и авторских вознаграждений и др. Кроме того, потребность в создании фонда накопления возникает для отдыха, лечения, обеспечения достойной жизни в старости.

Денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются:

1. по степени регулярности:

– постоянные (на питание);

– регулярные (на одежду);

– разовые (товары длительного пользования).

2. по степени необходимости:

– необходимые (первоочередные) – на питание, одежду, лечение;

– желательные (второочередные) – на образование;

– прочие.

3. по целям использования:

– потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

– оплата обязательных и добровольных платежей и взносов;

– накопления и сбережения (во вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной валюты; прирост денег на руках населения).

Потребительские расходы составляют 3/4 всех затрат. Их величина обусловлена объемом денежных доходов, уровнем личных и семейных потребностей, уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и др. Принадлежность к определенному общественному классу обязывает индивида вести присущий данному классу образ жизни. Для обеспечения возможности практически следовать ценностным представлениям и поведению, удовлетворять интересы и потребности необходим определенный уровень денежных доходов.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органамиисполнительной власти в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды. Добровольные платежи производятся по собственной инициативе в страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации и др.

Стабильность потребления обеспечивается путем создания гражданином фондов денежных средств и их перераспределения. Излишки средств, образующиеся в благоприятные годы, распределяются и направляются на конкретные инвестиции с последующим их перераспределением в менее благоприятные годы. Важную роль в этом играет страхование уровня жизни, имущественное страхование, страхование ответственности, коммерческих рисков.

Для этих же целей создаются денежные сбережения в виде банковских вкладов, денежные и натуральные фонды самострахования, используются инвестиции в ценные бумаги, антиквариат, недвижимость и др.

Хорошо известны теоретические разработки, исследующие взаимосвязь доходов, потребления, накопления, инвестиционной деятельности граждан (физических лиц) с налоговой системой.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.049 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал