Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование рынка труда
Основные цели государственного регулирования рынка труда: 1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы. 2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике. Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда: · достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. · формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов. · интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: 1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников. 2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий. Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда. К основным формам активной политики относятся: · стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест; · организация переобучения и переквалификации безработных; · развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах; · содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости; · государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.; · содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы; · международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией; · создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ. Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики: · регистрация лиц, ищущих работу, · определение пособия по безработице, · организация системы его предоставления, · осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).
Классификация методов государственного регулирования рынка труда: I. По форме воздействия: 1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников, 2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов: Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного - на спрос.
II. По характеру воздействия: 1. Поощрительные; 2. Запретительные; 3. Ограничительные; 4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).
III. По содержанию: 1. Экономические. 2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству). 3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование. 4. Социально-психологические.
Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.
|