Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфляция. Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен
Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен). Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен. π = (Р – Р-1)/Р-1 (7.4) где: Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году) Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)
Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде. Пример.
Вариант расчета индекса потребительских цен: ИПЦ= (15*5+15*4+10*25)/15*4+15*3+10*20 = 385/305 = 126, 0% Темп роста цен в этом случае составит 26%.
Причины инфляции: 1. Бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии, что ведет к несоответствию между количеством денег в обращении и товарной массой. 2. Финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии или инвестиции, не приводящие к увеличению реального выпуска. Например, милитаризация экономики приводит к увеличению платежеспособного спроса без соответствующего товарного покрытия. 3. Особенности структуры современного рынка, являющегося в значительной степени олигополистическим. Монопольная рыночная власть может приводить к поддержанию длительного несоответствия между AD и AS, ограничивая последнее посредством препятствия проникновения в отрасль новых производителей и/или ограничения собственного выпуска. 4. Инфляционные ожидания. Они закладываются и в цены товаров, и в заработную плату, и в потребительское поведение. Ожидания могут привести к резкому повышению спроса по сравнению с предложением и к соответствующему росту цен. 5. Импорт инфляции через внешнеэкономические каналы. Чем больше открытость экономики, тем выше вероятность импортирования инфляции. В реальной экономической жизни наблюдается комбинация тех или иных инфляционных факторов, зависящая от конкретных экономических условий.
|