Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция. Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен






Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

π = (Р – Р-1)/Р-1 (7.4)

где:

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

 

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

Пример.

Продукт Количество Цена за единицу
Отчетный год Базисный год
А   5, 0 4, 0
В   4, 0 3, 0
С   25, 0 20, 0

Вариант расчета индекса потребительских цен:

ИПЦ= (15*5+15*4+10*25)/15*4+15*3+10*20 = 385/305 = 126, 0%

Темп роста цен в этом случае составит 26%.

 

Причины инфляции:

1. Бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии, что ведет к несоответствию между количеством денег в обращении и товарной массой.

2. Финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии или инвестиции, не приводящие к увеличению реального выпуска. Например, милитаризация экономики приводит к увеличению платежеспособного спроса без соответствующего товарного покрытия.

3. Особенности структуры современного рынка, являющегося в значительной степени олигополистическим. Монопольная рыночная власть может приводить к поддержанию длительного несоответствия между AD и AS, ограничивая последнее посредством препятствия проникновения в отрасль новых производителей и/или ограничения собственного выпуска.

4. Инфляционные ожидания. Они закладываются и в цены товаров, и в заработную плату, и в потребительское поведение. Ожидания могут привести к резкому повышению спроса по сравнению с предложением и к соответствующему росту цен.

5. Импорт инфляции через внешнеэкономические каналы. Чем больше открытость экономики, тем выше вероятность импортирования инфляции.

В реальной экономической жизни наблюдается комбинация тех или иных инфляционных факторов, зависящая от конкретных экономических условий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал