Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О молитве зрительной и духовном девстве






Описанное выше об уме духовно-целомудром, прошедшем многие совершенства, тоже обители Отца Небесного, но не все в сих обителях - совершенствах и жить оставляются. Многие духовно-целомудрого ума останутся жить в сих обителях целомудрия и навсегда, но немало, конечно, судя по высоте предстоящего, а вообще же, некоторые достойнейшие имеют жить добродетелью совершенствами в обителях духовного девства, так как нужно, чтобы чувства человеческого существа, хотя некоторыми, но действовались все и вполне. Сие дело есть в сути соединение добродетелей во едину, еже есть любовь.

Соединение ума, души и их слова во едино существо, естество и нераздельство, по подобию Святой Троицы, и соединение души с Господом Женихом ее, возлюбленным от нее и любимой Им, устрояющим ей соединение с Ним, то есть от зде душа бывает ведома Господом в соединение с Ним.

Святые отцы о сем говорят так: Господь в душе, и душа в Господе: душа - храм Господу и град велик и всяко светел; а Господь - Град велик душе, Им возлюбленной от Него.

Созерцательная жизнь или созерцательная молитва, войдя в духовное девство, делателя своего устраивает в ближайшую близость к Богу.

Близость сию устраивает Сам Господь Вседержитель, питая такового небесного человека, живущего духовно небесными таинствами, а телом еще скитающегося на земле и среди земно-живущих, во яже суть Его Божественная великая и величайшая, возводя ум его в высшая созерцательно зрительства, водствуя в зрительную молитву, еже есть зрение всяко таинств Божиих и сокровеннейших, и до разума сущих - Божия - в совершенства Небесного Отца.

Разум Божий силен разуметь, рассуждая истинно: о Святой Троице; или о любви - Боге; или иметь крайнейший край всех добродетелей - разума сущих - Божий, что является конечным просвещением ума в разуме и души в девстве духа; или стяжевает все возможные к восприятию совершенства и бывает отселе всяко, и всегда, и неизменно всесовершен и непобедим - всепобедоносен по примеру Христа Бога Всепобедоноснаго и Всесовершеннаго, достигнув восшествия в апокалипсический град Иерусалим, девственно-духовный, реченный: Нисходящ с неба от Бога [43].

Душа, ум и слово их собственное ими бывают рассматриваемы, открывающему сие Господом; они видят: естество ума - естество души, и естество души - естество ума, слово же их им обоим во единице естественное, от их естества рождаемое; и видят, что они, три, разделения не имеют и всяко их дело они делают все три - едино сообща, а не порознь.

Ум бывает естество и собственность души, душа - естество и собственность ума. Слово умовое есть собственность и души в ее словесной части.

Ум, рождая слово, одновременно является естеством души и собственностью души; и одновременно сохраняют каждое свое название: ум остается умом, душа остается душою, слово их остается словом неизменно, хотя бы естество - существо ума, души и слова одно и нераздельно всяко; сии три: ум, душа и слово не разделены всяко всячески по подобию лиц Святой Троицы, и являет человек подобие Богу Триединому, придя в преподобие искреннейшее и оставаясь собою, все составляют едино - три, три - единое. И двигают и действуют сии три - единица, всегда совместно-едино, оставаясь три, а едино.

Никогда же бывают: ниже ум без души, или без слова, ниже слово без ума и души, - все сии три, единое существо и единое едино, пришедшее в преподобие Божие - любовь и благодать - свое им сущее от Творца естество.

Разумение истинное о человеческом духа существе Господь человеку дарует по мере разумения даруемого о Боге, то есть Богом о Самом Себе, так как естество ума, души и их слова - многодуховнейшие, тончайшие и чистейшие всяко, здесь же оно познается умом в существе в целом и точно.

Душа соединяется Господеви своему по мере способности ее восприятий и житии, свойственном Господу; оно бывает зависимо от чистоты, то есть от просвещения ума духовно-девственным.

На сию девственно-духовную в истине чистоту Господь возводит редких, ибо чистота девственная, по восприятию разума сущих, делается всеобъемлющею и оттоле человек славит Бога сердцем своим в сбытии на душе его слов, Церковью воспеваемых велегласно: светлеется Троическим единством священнотайне [44].

Душа, очистившаяся вполне, сколько возможно, и в девственной чистоте духа, согласно слову святого Макария Великого: Сам Дух бывает, Господом превелико восприемлется и любима есть.

И радуется Господь радостию Духа о душе таковой - невесте Своей, подобно как жених земной о невесте своей, радостию Духа, а не по-земному.

Душа отселе живет и двизается во еже Господнее.

Таковых святые отцы уподобляют солнцу, так как они живут, имея разум Божий, в нем - разуме сущих - непрестанно ходят. Он им: и кров, и пища, и одежда.

Они свет прияли от Света присносущего; сей же великий, по причине его великости и лишь редчайшим доступности, именуется мраком, они же живут в оном: Где Я, там и слуга Мой будет [45], - рече Господь, а тем больше приявшие преподобие Богу.

Выше говорилось: «После восприятия верха целомудрия достойнейшие возводятся в чистоту духовного девства».

Человек, созерцательно молясь - созерцая, переходит к зрению, так как девственная чистота является существом зрительства - зрительная молитва Господом, и к Господу, и все Господь, и в Господе. Господь Сам бывает и действуя, и исполняя, совершая в совершеннейшие совершенства.

Начало девственной духовной чистоты есть начало зрительный молитвы - зрения, и по мере восприятия умом Господа и Господнего.

Человек восприятое уже имеет своим и им живет, и зрит яже Господнее, зряще яже Господнее сие, и молится.

Зрительство есть истиннейшее разумение, от яже Божиих величайших и сокровеннейших таинств, или Богословствование истиннейшее, вошедши во мрак Богословия, и всяко и всегда непрестанно, непрекращающееся в нескончаемое.

Первый шаг зрительства, или девственной духовной чистоты, есть восприятие всыновления в полной мере возраста исполнения Христова, оно именуется полная свобода чад правды [46].

Здесь человек принимает преискреннее сонаследие Христу: за всецелое исполнение воли Божией в делании ума мудрований плоти; и за полное исполнение воли Отца Небесного и любовь к Нему во время делания ума духовно-истинно-целомудрого, хотя бы велико, любя Бога и Отца, обнимался зельною скорбью.

Прияв сие великое и своему духовому существу свойственное и свойственнейшее, даваемое лишь Отцом Небесным, человек духовен приемлет от Бога и извещения о всыновлении; сей сын, и сонаследник Христов вступает в духовном мире именуемое извествовательное.

От зде человек рассматривает разумнее, рассудительно то, что принадлежит Богу; все же есть человек - великая тайна, и яже бываемая от человека.

[1] начен = начавши

[2] Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Откр. 14, 4).

[3] Мк. 7, 21 – 22.

[4] Ср.: Быт. 3, 15.

[5] Мф. 15, 19.

[6]1 Кор. 2, 9.

[7] Ср.: Лк. 5, 37 - 39.

[8] Сир. 2, 1.

[9] зело редце - очень редки

[10] Ср.: Ин 14, 23.

[11] сюду и сюду - по ту и по другую сторону, по обе стороны.

семо и семо – сюда и сюда, во все стороны.

[12] Ср.: Мф. 19, 26.

[13] Ср.: Ин. 3, 3.

[14] См.: Рим. 6, 23; 7, 13.

[15] Ср.: Кто непрестанно опирается на жезл молитвы, тот не преткнется; а если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понуждение Бога (См.: Лк. 18, 5). Лествица (28: 60).

[16] Ин. 16, 33.

[17] Деян. 14, 22.

[18] Ин. 16, 33.

[19] Никон (Рождественский) архиепископ. Нужды современного монашества. Даниловский благовестник, 1992, № 1(2). С. 47 – 59.

[20] Скляница = стеклянный или хрустальный сосуд

[21] Ср.: Лк. 1, 50.

[22] Мф. 26, 39.

[23] Мф. 15, 19.

[24] Емлись = берись

[25] См.: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор. 7, 9).

[26] Супостат = противоположный, враждебный; противник, неприятель.

[27] множае = больше
[28] Ср.: Лк.10, 15.

[29] оживающую

[30] повредились

[31] находятся

[32] Ин. 4, 24.

[33] 1 Кор. 2, 9.

[34] Евр. 11, 38.

[35] Ин. 14, 2.

[36] Пс. 83, 8.

[37] 1 Кор. 2, 16.

[38] Мф. 22, 30.

[39] Пс. 132, 1.

[40] Мф. 28, 8.

[41] Пс. 23, 1.

[42] Откр 21, 2.

[43] Откр. 3, 12.

[44] В неделю утра. Степенна, гл. 4. Антифон 1.

[45] Ин. 12, 26.

[46] Ср.: 2 Кор. 3, 17; Рим. 8, 10.

 

 

Источники:

a-mihaylovskiy.narod.ru/index/0-8

eshatos-lib.ru/arhiepiskop-antony-o-molitve-iisusovoj

logoslovo.ru/forum/all/topic_6308


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал