Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Частицы шаманского тела, спасающие людей от болезней
Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассеканию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежую бересту. Сами шаманы обычно рассказывают: «голову отделяют в кладут на верхнюю полку якутской юрты, все конечности отрезают, а мясо, разрубив на кусачки, распределяют между всеми родами гибели и смерти». Старики говорят про целительную силу шамана: он помогает только при том условии, если источник данной болезни (злой дух, злое начало, которое причиняет болезнь) получил свою долю — частицу его плоти («буорчата»— от «буорса»- «скрошенное в порошок сухое мясо с притяжательным окончанием. Может быть, другие, знающие якутский язык поймут, иначе это слово, которое постоянно фигурирует, когда речь идет о частицах тела шамана, получаемых бесами? Г. К.). Когда становится большой шаман, то его род вымирает. Его умирающих родственников, будто бы, употребляют наколья плотины (через реку?)... у избранных шаманов должна быть вода (река смерти)... Те люди, которые готовились к шаманскому призванию, потом оставили эту мысль, обычно говорят — «у меня не хватило костей, поэтому (духи) вернули».
МАТЬ-ЗВЕРЬ ШАМАНА
Мать-зверь у якутских шаманов — бык, а у тунгусов, говорят, — олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза. У лучших, избранных шаманов, рассказывают, имеется три самострела, (настороженные против других шаманов. Те из последних, которые попадут под выстрелы (речь идет о мать-звере), умирают. Мне приходилось слышать о какой-то средне-вилюйской шаманке — Алысардаах (от «алысар» — окунь), которая, будто бы, родила рыбу окуня.
Самсонов Спиридон. Мархинский улус. 6 марта 1925 г.
СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО ШАМАНА
Рассказывают, что у шамана бывает особое дерево, где он находит защиту и укрывается, будучи побежденным при состязании с другим шаманом.
ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ
У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать- зверь играет роль, когда шаман борется (рассказчик употребляет слово— «харсар», что значит—бодаться, и употребляется в отношении борьбы только рогатых зверей: быков, оленей и сохатых. Г. К.) с другим шаманом. Затем, мать-зверь показывается только раз — перед самой смертью шамана. Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не умирает своею смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами (досл. — «поедается, пожирается» другим шаманом).
|