Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рождение шаманов девою
В древние времена в Мытахцах19 жила одна девица, которая по своей наружности была одной из самых красивейших. Она в сознании собственного достоинства долго жида, не выходя замуж. Однажды утром она пошла искать табун кобылиц. Вдруг, повстречался с ней человек, которого она раньше никогда не видела; он ехал на лошади белой, без пятнышек, масти (досл. — «беломолочной масти») прямо с восточной стороны. Повстречавшись, всадник объехал шагом вокруг девушки: «Куда это идешь?» «Иду пригнать домой кобылиц». «Кобылицы твои находятся недалеко, вон там стоят!» И, сойдя с лошади, он сказал ей: «Давай-ка, побеседуем о том, о сем! Замужняя ли ты?». Девушка отвечает: «Нет, я без мужа, но зачем об этом спрашиваешь?» «Да я тоже женат не был; согласилась ли бы ты выйти за меня замуж?» «Об этом надо спросить отца и мать, но если будет обоюдное согласие, почему бы и не так?» По взаимному желанию вступили в любовную связь. После того мужчина спрашивает: «Ты, видимо, приняв меня за человека ближайших районов, (так скоро) отдалась? За кого же ты приняла, знаешь ли меня?» «Нет, не знаю, но ведь ты же говорил, что женишься на мне!» «Нет, я возвращусь на родину, я спустился только ради твоего имени! Я—первородный сын Хара-Суоруна, 20 живущего в верхней стране. Ты зачала от меня двух сыновей с прочным назначением (досл. — «не знающих смерти и болезней до установленных сроков»). Родишь, когда десять лун полняком пройдут и наступит двенадцатая. Ты, оказывается, хранишь у себя шкуру грязно-пестрого (речь идет о масти) конного скота. Должна разрешиться, лежа на этой шкуре. Затем, в местности (с таким-то названием) есть речка, за ней, под крутым мысом увидишь среди тайги поляну с озером. Там растет трех-развильчатое дерево — лиственница. Доберись до нее и роди там! Родятся два птенца—черные воронята. Только что родившись и издавая крики ворона, они вылетят и сядут на нижние толстые ветки той лиственницы. Тогда ты обойди вокруг дерева три раза, ударяя но нему нижней своей одеждой, 21 и воронята кувырком упадут на разостланную шкуру. Этих детенышей, завернув в шкуру и обмотав пестрой волосяной веревкой, засунь в левой половине своей юрты, у изголовья нижней вдоль - стенной балки (сёбюргэнэ22). Через трое суток они заплачут уже по-детски, оба превратятся в детей мужеского пола. Имя старшего из них да будет Джаанай-Бычыкый 23, а имя младшего — Ексёкюлээх-Ергён 24. Последний, когда ему исполнится сорок лет, станет шаманом, а первый—на сорок первом году. Ексёкюлээх-Ергён силою своего колдовства заставит перелетать по воздуху зарод сена обхватом в десять маховых саженей, а Джаанай-Бычыкый будет в состоянии перебросить по воздуху лося с детенышем с места, где он пасется». После этой речи дух верхней страны исчез внезапно, и девушка не могла дать отчета, в каком направлении он скрылся. В Багарадцах около того места, где теперь стоит селение духоборов, живут якуты из горного Мытахского наслега. Вот там-то и родились эти два шамана. Они родились, воспитались и стали шаманами так, как было сказано их отцом, — духом верхней страны.
|