Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пути к перевоплощению 5 страница






Л.М.Леонидов. Что касается меня, то я целиком и полностью присоединяюсь к вам. Суфлер - брат мой!

К.С. А разбирать пьесу в действии, репетировать, не уча текст, в расчете, что суфлер поможет, - вот это уже преступление!

В.В.Лужский. Но ведь репетировали и играли раньше под суфлера, да еще, говорят, как играли!

К.С. Вы, вероятно, как всегда, намекаете на то, что вам известны случаи в нашем театре, когда кто-то из уважаемых молодых или среднего возраста актеров…

В.В.Лужский (перебивая). С неутомленной еще памятью…

К.С. Вот, вот! С неутомленной памятью не учат до к о н ц а, то есть после того, как все срепетировано, роль в надежде на суфлера, который существует у нас совсем для другой цели.

В.В.Лужский. Ну вот и разгадали мой подтекст.

К.С. Для меня вопрос о суфлере связан с вопросом о словесном действии. Да, мы знаем, что замечательные русские актеры, вроде Садовской, Варламова, Федотовой, великолепно играли, пользуясь услугами суфлера. Но это не имеет ничего общего с манерой работы того лентяя, который считает себя актером МХАТ, не понимает нашего метода работы. Чтобы сделать текст своим, учите прежде всего сюжет, события пьесы, затем мысли автора, а главное, создавайте себе тот круг в и д е н и й, которыми обладал драматург, когда писал свое произведение. Создайте себе ту " киноленту видений", которыми обладает ваш герой в пьесе и которая существует у каждого из нас в реальной жизни. В жизни, в общении друг с другом мы сначала видим внутренним взором то, о чем мы хотим сказать, а потом уже говорим о виденном.

Аналогичный процесс необходим и актеру на сцене. Разница лишь в том, что в жизни " кинолента видений" возникает у нас самопроизвольно, а на сцене актер обязан ее себе создать исходя из данного ему автором текста.

Разбирая текст роли, актер понимает, почему его персонаж говорит те или иные слова. Но этого мало, чтобы иметь право произнести их на сцене. Необходимо в своем творческом воображении создать конкретные картины-видения, на основе которых мог возникнуть данный текст.

Вот Чацкий при встрече с Софьей в первом акте начинает вспоминать круг их общих знакомых.

Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

читает, к нашему удивлению, наизусть, без всякого суфлера К.С.

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и в гостиных.

А трое из бульварных лиц,

Которые с полвека молодятся?

Родных мильон у них, и с помощью сестриц

Со всей Европой породнятся.

А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: театр и маскерад.

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи.

и так далее…

Смысл этого обращения, задача действий Чацкого - сблизиться с Софьей, через воспоминания об их юношеских годах, преодолеть ее " холодность" к нему - все это понятно, естественно. Мы с вами посвятили этой задаче, поискам этих действий наши первые репетиции и кое-чего, по-моему, достигли. Но не всего, чего можно желать от этого эпизода.

Для выполнения своей задачи влюбленному Чацкому автором дан великолепный монолог - то есть воздействие на Софью словом, образами знакомого им прошлого.

И вот актеры, обычно с большей или меньшей страстностью произносят эти стихи. Я не имею в виду присутствующих и наши прошлые репетиции, - добавляет К.С. - Зритель видит приятных в меру их внешних достоинств людей, " влюбленных" (судя по их взглядам и общей устремленности) в Софью, но при всем этом лишь сообщающих, " докладывающих" Софье данный текст Грибоедова. Словесного действия, воздействия на Софью не происходит.

Чем это объяснить? Тем, что актеры, обладая всеми необходимыми качествами артистической природы: эмоциональной заразительностью, хорошими внешними данными, голосом, дикцией - не пользуются " кинолентой видений", как одним из основных средств воздействия актера на своего партнера, а через него и на зрителя.

Вопрос о киноленте видений и о природе самих видений мы с вами уже не раз затрагивали, но, по-моему, вскользь, с несколько " общих" позиций. Сегодня этот важнейший момент в творчестве актера необходимо раскрыть до конца.

Представляет ли себе актер - Чацкий ярко, четко Фамусова, когда произносит слова: " Ну что ваш батюшка? "

Вероятно, представляет, так как это его партнер по пьесе, его товарищ по труппе; он уже провел с ним ряд репетиций, видел эскиз грима и костюма Фамусова. " Видение" Фамусова у актера - Чацкого опирается на совершенно конкретную фигуру.

Так ли конкретно будет его видение, когда он произнесет следующие слова:

…всё Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Возможно, что актер, играющий Чацкого, ответит утвердительно на такой вопрос: он знает, что в грибоедовской Москве существовал некий клуб, именовавшийся " Английским", что членами его были представители московского высшего дворянского сословия. Это полезное и даже необходимое знание, но не конкретное видение-представление.

Актер не знает, был ли Фамусов " старшиной" клуба или рядовым его членом. Что делал он в этом клубе по вечерам? В каком доме помещался этот клуб? Его внутреннее убранство? Распорядок " вечеров"? А необходимо точное видение.

Я не обращаюсь сейчас непосредственно к вам, Василий Иванович, или к вам, Василий Васильевич, разумеется, многое из того, о чем я буду говорить, вы знаете и храните в своей памяти. Мои слова относятся к новому, молодому поколению наших актеров. Имеют ли они полную, богатую " киноленту видений"?

В.В.Лужский. А все же, что это такое: " полная, богатая кинолента…"?

На несколько секунд К.С. задумывается, затем продолжает:

- Угловая гостиная в стиле ампир в старинном московском особняке уставлена екатерининской мебелью карельской березы, пол устлан большим ковром; ломберный стол для карточной игры, за ним четыре московских " туза" играют в вист, - обращает ко всем присутствующим свой рассказ К.С. - Один из них Фамусов. Свечи в бронзовых канделябрах. Лакеи у дверей вежливо не пропускают в эту гостиную посетителей " помельче" … Около карточного стола - другой, поменьше. На нем вина, фрукты, ликеры.

Четыре московских клубных заправилы играют серьезно, важно, сосредоточенно, " священнодействуют". Они знают, что тем, кто заглядывает в двери угловой гостиной, их демонстрируют как " старейших"! Между партиями они сплетничают, обмениваются последними московскими новостями. Потом идут ужинать в общий зал…

Прошу всех проверить меня. Было ли у меня полное видение того, о чем я вам рассказывал, как бы от имени Чацкого?

И.М.Москвин. По-моему, было.

К.С. Нужно ли актеру - Чацкому представить себе каждого из трех партнеров по картам Фамусова?

Обязательно!

- Как, и все это необходимо знать и видеть только для того, чтобы произнести " старейший, верный член до гроба? " - воскликнет, возможно, актер, репетирующий Чацкого!

- Безусловно! - отвечу я. - Чтобы слово актера стало своим, необходимо создать свое видение, свою картину того события и тех лиц, о которых говорит автор.

— Позвольте, - возразит мне актер, - но ведь в этом монологе дальше перечислены и " дядюшка", который неизвестно, отпрыгал или нет " свой век", и " черномазенький", не то турок, не то грек, " трое из бульварных лиц", некий покровитель театра - " наше солнышко" и все прочие московские знакомые Чацкого и Софьи. Разве я обязан их всех увидеть в столь же конкретной обстановке, как та, которую вы сейчас сочинили для Фамусова в Английском клубе?

— Обязаны.

- Так ведь это громадная работа?

- Работа большая, но это единственный способ обеспечить себе возможность действовать словом на сцене…

В.И.Качалов. Позвольте мне заменить, Константин Сергеевич, актера, с которым вы вели сейчас спор, и от его имени задать вам несколько вопросов.

К.С. Буду очень рад, если все примут участие в нашем с вами " словесном действии".

- А когда я искренне горячо рассказываю Софье об этих событиях и людях, разве я не действую словом?

По правде сказать, мы не очень точно могли разобрать, задает ли этот вопрос Василий Иванович от себя или от мнимого " актера". Но К.С. отвечал ему, ни на минуту не задумавшись.

- Вы действуете голосом, красивым сочетанием звуков, эффектными рифмами превосходных стихов Грибоедова, своим актерским темпераментом, искренним отношением к Софье, но всего этого мало. Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. У вас же не всегда бывают образы-видения, которыми Чацкий стремятся воздействовать на Софью. Ведь вы не станете отрицать, что он хочет заставить Софью вспомнить все впечатления, образы их прошлого и этим путем снова сблизиться с ней.

В.И.Качалов. Нет, этого я не отрицаю, но…

К.С. Для того чтобы заставить Софью вспомнить " черномазенького", надо представить себе его, увидеть в своем воображении. При этом не забудьте рассказать " актеру", от имени которого вы мне задали вопрос, - улыбнулся К.С., - как искал другой актер - Василий Иванович Качалов - на первой нашей репетиции партитуру действий на ту же задачу и при этом же тексте…

В.И.Качалов. Искал, но, очевидно, не нашел…

К.С. Очень многое в тот день нашли, Василий Иванович? Не огорчайтесь, вспомните, я ведь тогда намеренно сделал оговорку, что к действиям, которые мы с вами нашли в тот вечер, еще много прибавится от ярко раскрытого, разработанного " словесного действия". Помните?

В.И.Качалов. Помню, помню, Константин Сергеевич…

В.В.Лужский. Позвольте и мне ввязаться в словесное действие. Ведь это займет уйму времени у актера на сцене, если перед тем, как произнести строчку о " черномазеньком", он будет вспоминать о нем, перед тем, как рассказать о " нашем солнышке", тоже сделает паузу, чтобы вспомнить о нем, и так далее…

К.С. Никто не рекомендует такой способ организации своих " видений" через паузы, воспоминания по ходу монолога. Тренировать, накапливать " видения" отдельных моментов роли и авторского текста, создавать логическую и последовательную " киноленту видений" роли актер должен дома, в крайнем случае на репетициях, но никак не на спектакле. На сцене " видения" должны возникать в воображении актера одновременно с текстом, не задерживая последний, а наполняя его содержанием, делая его образным… Но, если память мне не изменяет, не вы ли меня уже один раз спрашивали о законности " пауз" для возникновения " видений"? Правда, вопрос вы мне задавали несколько в другой форме, но по существу тот же.

В.В.Лужский. Вам память не изменила, а вот мне, как видите, изменила… Стар, старею… что делать… Прошу простить…

К.С. Ох, и любите вы прибедняться… Просто захотелось еще раз проверить себя… и меня!

В.В.Лужский. Признаюсь!

Л.М.Леонидов. Все это хорошо, но откуда же взять всю галерею грибоедовских типов, о которых говорится в пьесе. Необходим громадный иллюстративный материал. Я могу на какой-то гравюре отыскать трех персонажей из " бульварных лиц", но ведь у автора говорится и про их " сестриц" и про всю их родню… Актер утонет в книгах, иллюстрациях…

К.С. А среди ваших знакомых нет похожих по психологии, по образу их действий " лиц", которые не прочь в своих делах использовать протекцию, родственные связи? …

- Может быть, и есть, - отвечает, несколько секунд помедлив, Леонид Миронович, - но ведь это совсем не грибоедовекие типы… Это люди другой эпохи.

К.С. Безусловно, но вы отлично знаете их психологию, несколько схожую с психологией " бульварных лиц", знаете их биографию. По выражению вашего лица я вижу, что они возникли уже в вашем воображении, как говорится, стоят перед глазами…

Л.М.Леонидов. Разумеется, я их отлично знаю, - это проходимцы, которым совсем не место в нашем обществе.

В.И.Качалов. Таких-то и у меня сколько угодно… в воображении.

К.С. У Чацкого Грибоедова такая же точка зрения на " бульварных" завсегдатаев… Может быть, и ваши " лица" не прочь бездельничать по вечерам, дефилируя без конца по какой-нибудь людной улице в городе. Оденьте их в своем воображении в грибоедовские костюмы и расскажите Софье о них.

Л.М.Леонидов. А их " сестрицы"? … Хотя у одного из них действительно есть очень " влиятельная" сестрица, а у другого весьма энергичная " мама" …

К.С. Вот видите, " кинолента" сама подбрасывает нам " видения"! Сейчас же передавайте их, воздействуйте ими на Софью…

В.И.Качалов. Да, но " турок или грек", - его откуда взять? … Хотя, позвольте, позвольте, по вашей теории, я имею право одного знакомого мне поэта, у которого действительно несколько " журавлиные" ноги, заставить " прыгать" по гостиным? Гостиных теперь нет, но мой знакомый очень любит посещать всевозможные выставки, встречи.

К.С. Конечно, вы имеете полное право орудовать вашим знакомым, как вам понадобится… Важно ведь, что он уже возник в вашем " видении" - воображении.

В.В.Лужский. Василий Иванович, я могу тебе предложить для мецената - " наше солнышко" одного директора магазина. Это большой любитель театра и ради искусства он, как говорится, готов пойти на все! …

К.С. Можно не продолжать наш спор. Лента " киновидений" у всех нас начала накапливать свои " кадры" жизненные наблюдения… Воображение наше заработало. И, что, пожалуй, самое важное - может быть, слушавшие нас поняли, как надо создавать себе все необходимые по любой роли " видения".

И.М.Москвин. Понять-то поняли, но это громадный труд!

К.С. А я бы сказал - привычка. Если я каждый день буду тренировать различные " видения", я разовью свое воображение, заставлю его на себя работать " по заказу". Правда, в большинстве случаев " видения" возникают сначала недостаточно четкие, логически последовательные, не всегда жизненно обоснованные. В первоначальной стадии накапливания их по роли они несут в себе тот привкус представлений о событии или человеке вообще, против которого я всегда возражаю. Но как только актер начинает себя спрашивать, где происходит происшествие, которое пока еще смутно возникло в его сознании, кто и при каких обстоятельствах участвует в нем, ему сейчас же приходят на помощь его собственный жизненный опыт, литературные ассоциации, воспоминания, связанные с характером людей и природой явлений.

Его " видение", первоначально расплывчатое, становятся конкретным.

В том же монологе Чацкого есть строчки:

На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней.

Конечно, актеру, произносящему эти слова, без труда представится какой-то бал, совсем еще юные Чацкий и Софья и трель соловья, какие-то ширмы, какой-то человек за ними.

Но именно вот эти " какой-то", " какие-то" и следует немедленно уточнять актеру в своем воображении, всячески расширять, дополнять своей фантазией.

Что это был за бал?

Был ли это бал на рождество или на масленой неделе? Сколько лет было в тот год Софье, Чацкому? В какое платье была одета Софья? Быть может, это был ее первый выезд на бал! А вся атмосфера бала могла быть весьма схожа с той, которая описана Л.Толстым в романе " Война и мир".

Стоит вам вспомнить страницы этого произведения, посвященные Л.Толстым романтическому восприятию жизни Наташей Ростовой в годы ее юности, и атмосфера бала, о котором хочет напомнить Софье Чацкий, для вас станет конкретно ощутимой.

Останется пофантазировать, захотелось ли Софье и Чацкому обнаружить таинственного " соловья" или они натолкнулись на него случайно.

Пусть актер вспомнит что-нибудь аналогичное из своей жизни. Школьные балы, праздничные гуляния, вечера, которые устраиваются для нашей молодежи, - они не похожи на то, как проводили время молодые герои Л.Толстого, - но сколько воспоминаний связано у каждого из нас с днями юности!

В жизни воспоминания возникают у нас самопроизвольно, когда наше сознание обращается к какому-либо факту нашего прошлого, чтобы им подтвердить, обосновать то, что нам нужно. На сцене мы можем " подложить" свои воспоминания под те, которыми живет наш персонаж по роли".

К.С. на минуту снова задержался, как бы проверяя себя.

- Нет, Иван Михайлович, - продолжал он, - это не такое уж трудное дело создавать себе видения для текста роли. Стоит только актеру держать свое творческое воображение в состоянии " боевой готовности", реагировать на явления жизни, события и поступки людей, и у него будут стремительно возникать необходимые ему видения, воспоминания, ассоциации, когда он будет работать над ролью, над " действием словом".

Стоит только актеру, вспомнив необходимое ему жизненное явление, начать его уточнять через ряд вопросов, которые он будет себе задавать, желая сблизить его с событием пьесы-роли, и его творческое воображение начнет рисовать ему самые неожиданные яркие видения. Они заставят актера проявить отношение к тому, что ему " представляется"; отношение перейдет в чувство, так как видение начнет становиться личным воспоминанием актера, непосредственно затрагивающим его сердце, волнующим его, заставляющим его действовать.

Так на основе своего видения и отношения к нему возникает у актера свое живое слово. Текст автора, " литературный" для актера в первый период разбора пьесы-роли, станет своим, живым, когда актер начнет произносить его на основе своих видений.

Видениями актер начинает воздействовать на партнера, если надо увлекать, если надо поражать, если надо уничтожать, если надо подчинять его своим видениям.

А для этого надо говорить не уху, а глазу партнера, то есть общаться с партнером: воздействовать на него своими видениями и воспринимать его, партнера, видения.

В.В.Лужский. Ну вот мы и вернулись к общению, слава богу!

К.С. К действенному общению. Не к термину, а к творческому процессу. Ведь если для воздействия нужны видения, логически и психологически осмысленный выбор ударных слов, интонация-отношение и, наконец, эмоциональная насыщенность речи, то для восприятия нужен внутренний монолог, который неизменно произносит про себя слушающий, воспринимающий вас партнер. Раньше мы говорили: общайтесь, но в чем точно состоял процесс общения, не умели объяснить себе.

О внутреннем монологе напомню только, что в первый раз, на репетиции, он обязательно должен быть произнесен вслух, одновременно с текстом партнера, - так, как это делал Василий Иванович на одной из предыдущих репетиций. Не верьте актеру, что у него готов " внутренний монолог", что он его будто имеет, произносит про себя. Заставьте его вступить в спор, в диалог с противником словами своего внутреннего монолога, и все получится!

Л.М.Леонидов. Вы не разрешите мне попробовать от имени Скалозуба поспорить внутренним монологом с монологами Фамусова и Чацкого во втором акте. Не хочу больше прятаться за сосание трубки.

К.С. Вот так-так! А на одной из предыдущих наших репетиций вы убедительно доказали нам, что именно в молчании Скалозуба суть его характера!

Л.М.Леонидов. А сейчас вот передумал. Не хочу молчать и прятаться за трубку. Хочу действовать. То есть внешне мне ничего не надо, кроме всей той же трубки, но внутренне я хочу говорить с Фамусовым - действовать.

К.С. Вот это нам подарок. Значит, доходит до сознания актера, что действовать выгодней, чем " отсиживаться" и " отмалчиваться" на сцене. Я все время надеялся, что кто-нибудь без моего понукания захочет сегодня попробовать проверить на себе " действие словом", и я вам очень признателен, Леонид Миронович, за ваше предложение. А ведь вы и прошлый раз убедительно действовали, но вам хочется большего, и это прекрасно! Садитесь против Василия Васильевича и Василия Ивановича… и давайте начнем.

Лужский, Качалов и Леонидов садятся на стулья против К.С.

К.С. Я попрошу дать Леониду Мироновичу кресло помягче. Далеко не безразлично, каково его физическое самочувствие. Скалозуб, по автору, " раскинулся на тахте" … Не возражаете, Леонид Миронович?

Л.М.Леонидов. Нисколько. Наоборот, мне это поможет войти в " предлагаемые обстоятельства".

В.И.Качалов. Разрешите тогда и мне ходить, если захочется.

К.С. Пожалуйста!

В.В.Лужский. Один я на жестком стуле остался!

К.С. Для Фамусова он не только жесткий, он весь в шипах. Фамусов из-за Чацкого сидит на нем как на раскаленных угольях…

В.В.Лужский. И на том спасибо. Все-таки " приспособленьице"!

К.С. Прошу начинать. И не забудьте про " подтекст". Пробегите мысленно свои монологи и отметьте себе фразы, в которых имеется определенный подтекст. Не забудьте и о " подтексте" всего эпизода. Помните, что подтекст - это то, что заставляет нас говорить слова роли, действовать на сцене. Хорошо бы проще определять подтекст. Мы условились все определять через события и задачи. Вы хотите выдать Софью за Скалозуба?

В.В.Лужский. Хочу.

К.С. А вы, Василий Иванович, хотите жениться на Софье?

В.И.Качалов. Хочу!

К.С. Значит смысл эпизода в том, что встретились два жениха: вам, Василий Васильевич, надо одному отказать, а другому сосватать. Прошу начать действовать!

Лужский - Фамусов (сразу, как говорится, " с налету").

И славно судите, дай бог здоровье вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше,

Речь завести об генеральше?

К.С. (постучав пальцами по столу в знак того, что необходимо прервать репетицию). Это что же, при Чацком - и во весь голос про генеральшу?

В.В.Лужский. А зачем мне скрывать от Чацкого мои намерения? Очень хорошо, если он слышит. Скорее поймет, что соперничать с генералом ему не под силу. И теперь-то уж я вам напомню о прошлых репетициях, когда я именно громко говорил о " генеральше", а вы меня похвалили за это. Когда меня хвалят, я всегда помню! Нет, я буду это громко говорить: пора, пора " речь завести о генеральше"!

К.С. Прошу прощения! Вы правы! Теперь я забыл о прошлой репетиции и стал воспринимать события по старому штампу, как сам играл… Ох, эта память актера!

В.В.Лужский (в образе Фамусова). Да, да, да! Пусть все слышат (смотрит в сторону комнаты Софьи). Поскорей бы ее замуж! И с плеч долой! Нет, матушка, я тебя выдам замуж! Ты у меня не будешь по утрам встречаться со всякими там секретаришками. Знаем мы, чем все это кончается!

Л.М.Леонидов - Скалозуб (ему в тон и очень весело);

Жениться? Я ничуть не прочь.

А ну, давай, старик, на чистоту. Сколько даешь приданого?

В.В.Лужский. Сколько дам?

Что ж? у кого сестра, племянница есть, дочь;

В Москве ведь нет невестам перевода;

- Это надо обдумать! - серьезно говорит вслух Василий Васильевич подтекст грибоедовского " многоточия".

Л.М.Леонидов (таким же тоном). Жмешься, жмешься, старый скряга…

В.В.Лужский.

Чего? плодятся год от года;

К.С. (снова останавливая актеров). А почему Чацкий молчит?

В.И.Качалов. Я и на прошлой репетиции, Константин Сергеевич, когда вы сделали, помните, из сцены двух - Скалозуба и Фамусова - сцену трех, то есть включили меня, я присутствовал, но молчал.

К.С. Отлично помню ту репетицию, но ведь Чацкий слышит, о чем говорят Фамусов и Скалозуб, понимает?

В.И.Качалов. Слышит, понимает…

К.С. Имеет на то возражения или соглашается, что Софью полезно выдать за Скалозуба, вообще думает он о чем-нибудь в эту минуту?

В.И.Качалов. Разумеется…

К.С. Давайте его мысли вслух! И лучше бы текстом роли - из любого места пьесы.

В.И.Качалов. После какой реплики - Фамусова или Скалозуба?

К.С. Одновременно.

В.И.Качалов. Получится сцена и два голоса.

К.С. Мы отлично знаем, какой вы мастер вести " второй голос", Василий Иванович. Ведь мы уже репетировали однажды так эту сцену. Только тогда мы не успели включить в нашу партитуру " словесное действие". Попробуем это сделать сегодня. А если сцена пойдет в три, четыре полоса, мы будем только счастливы. Как в жизни: думают одновременно все, кто находится в комнате. Думают и ведут про себя диалог с тем, кто ведет тему. Мы допускаем условность: разрешаем себе думать вслух, чтобы " промассирвать" словесное действие через внутренние монологи и мысленные действия.

В.И.Качалов. Все понятно!

К.С. Прошу дальше.

В.В.Лужский - Фамусов:

А батюшка, признайтесь, что едва

Где сыщется столица, как Москва.

Л.М.Леонидов - Скалозуб. (вполголоса). Эк, куда метнул! … (Громко.)

Дистанция огромного размера.

В.И.Качалов.

- Нет ли впрямь тут жениха какого?

Все три реплики следуют одновременно, но, к нашему изумлению, мы слышим всех трех актеров, так как каждый подает свой текст в разных звуковых тонах!

К.С. А где же Софья, Лиза?

А.О.Степанова (с места). Я здесь, Константин Сергеевич.

О.Н.Андровская. Мы слушаем…

К.С. Где вы слушаете? Как вы слушаете? О чем вы думаете? В чем дело? Мы репетируем или лекцию читаем? Вы забыли, где вы находитесь в этой сцене?

Степанова и Андровская устремляются к " дверям" комнаты, спеша занять свои места, как было на предыдущей репетиции, для того, чтобы подслушивать встречу " женихов".

К.С. Немедленно принимайте участие в общей сцене. Тренируйте свое словесное действие, ищите текст, подходящий к данному случаю. Прошу продолжать.

Л.М.Леонидов. Да…

Дистанция огромного размера.

A.О.Степанова (Андровской). Ты слышишь:

Он слова умного не выговорил с роду, -

О.Н.Андровская.

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;

B.В.Лужский.

Вкус, батюшка, отменная манера,

На всё свои законы есть:

Л.М.Леонидов (вполголоса). Да ты мне не про законы, а про приданое…

В.В.Лужский.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохинький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

В.И.Качалов.

Как суетится! что за прыть!

И снова все находившиеся в зале убедились, что можно вести одновременно сцену и пятерым актерам.

" Первым" голосом, громко, уверенно, сватая Софью, шел Лужский. " Вторым", несколько тише Лужского, подавал реплики своего " внутреннего диалога" с Фамусовым Леонидов. Очень четко, но не громко, произносил свои мысли-фразы Качалов; громким шепотом обменивались своим текстом Степанова и Андровская.

Общая картина создавалась необычайно оживленная. Мы вспоминали предыдущую репетицию, которая в тот вечер казалась нам хорошо насыщенной по действию, и удивлялись тому, сколько же сегодня сумел вскрыть в той же сцене К.С. через " словесное действие".

Не останавливая репетицию, в своей обычной манере, в ритме предлагаемого действия и обстоятельства, темпераментно " подсказывал" увлеченный ходом репетиций К.С.:

- Фамусов, забываете про дочь в соседней комнате.

- Чацкий, не ждете Софью.

- Где Молчалин, почему он не подошел " на цыпочках" перед тем, как ехать на прогулку, послушать, что делает его начальство? …

Изумленный Станицын - Молчалин спешит из зала на сцену действительно " на цыпочках", чтобы не помешать своим товарищам, пробирается за их спинами к выходу.

- А может быть, Молчалин вот так и пробирается на верховую прогулку за спиной Фамусова, Чацкого и Скалозуба, - спешит фиксировать " счастливую случайность" К.С.!

- Какие ваши мысли? Сообщите нам их, Виктор Яковлевич!

В это время Лужский - Фамусов как раз перечислял московских " дам".

Ирина Власьевна! Лукерья Алексеева!

Татьяна Юрьевна! …

В.Я.Станицын (перефразируя Грибоедова).

К Татьяне Юрьевне заехать мне как раз!

говорит он, пробираясь через комнату к выходу.

Кого люблю я, не таков:

шепчет Андровской Степанова вслед Станицыну.

Молчалин за других себя забыть готов, …

В.И.Качалов (замечая удаляющегося Станицына)

Вот он на цыпочках, и не богат словами; …

Л.М.Леонидов на перечисление " московских дам" реагировал односложными эпитетами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал