Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационная база и методы анализа финансового состояния организации.
Основным источником информации для проведения финансового состояния предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия. Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, — это документы бухгалтерской отчетности. Они включают: форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»; форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форму № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту. В соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 20 июня 2000 г. № 60н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб интересам других. Данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, — это следствие выполнения таких требований, как: полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году; правильность отнесения доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ; тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации; соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Бухгалтерская отчетность фирмы служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности. Основными элементами бухгалтерской отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства организации и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение организации в течение отчетного периода и обусловили изменение в трех первых элементах. Основой бухгалтерской отчетности фирмы является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. В ней отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке. Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса. В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». В активе баланса отражается стоимость имущества организации в разбивке по его составу и направлениям размещения. В разделе I «Внеоборотные активы» баланса отражается информация об активах организации, которые используются для извлечения прибыли в течение длительного времени. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы организации. В разделе II «Оборотные активы» приводятся сведенияо стоимости и составе оборотных активов организации на отчетную дату. Оборотными признаются активы, которые сравнительно быстро переносят свою стоимость на затраты. К оборотным активам относятся материально-производственные запасы (сырье, материалы, товары, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов и т. п.), НДС по приобретенным ценностям, долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства». Пассивы организации — это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности. В разделе III «Капитал и резервы» отражается величина собственного капитала организации. Это уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие капитализируемые резервы. В разделе V «Краткосрочные обязательства» отражаются суммы кредиторской задолженности, срок погашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев. В разделе V отражаются суммы краткосрочной кредиторской задолженности организации перед поставщиками (за поставленные товары, выполненные работы и оказанные для организации услуги), покупателями (по полученным от них авансам), учредителями и работниками, перед бюджетом и внебюджетными фондами, заимодавцами и прочими кредиторами. Кроме того, в составе краткосрочных обязательств организации отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов. Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса. Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой, — расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др. Собственники фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности. В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. Форма и порядок заполнения отчета о прибылях и убытках (форма № 2) утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. В этом документе фирма показывает свои доходы и расходы на основании данных бухгалтерского учета. Доходы отражаются в учете согласно нормам ПБУ 9/99 «Доходы организации». Правила бухгалтерского учета расходов установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации». Кроме того, в отчете о прибылях и убытках показывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму уплаченного налога на прибыль (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»). Отчет о прибыли и убытках состоит из 5 разделов: Доходы и расходы по обычным видам деятельности Доходами по обычным видам деятельности признается выручка от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). В бухгалтерском учете она отражается по кредиту субсчета 90-1 «Выручка». Прежде чем указать сумму выручки в форме № 2, из нее предварительно нужно вычесть НДС, акцизы и экспортные пошлины. Расходами по обычным видам деятельности являются затраты, связанные с изготовлением товаров (работ, услуг), а также с их реализацией. Они отражаются по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетами (20, 23, 41, 43 …). Исходя из указанных сумм доходов и расходов определяется величина валовой прибыли или убытка. Для этого необходимо из выручки вычесть себестоимость. Сумму убытка показывают в круглых скобках без знака минус. Далее указывают сумму коммерческих и управленческих расходов. Коммерческие расходы учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Для производственных фирм это затраты, связанные с реализацией продукции: – транспортные расходы; – стоимость погрузочно-разгрузочных работ; – затраты на упаковку и тару; – рекламные расходы. К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, оплата аудиторских и консультационных услуг, представительские расходы и т. д. Подобные затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Если из величины валовой прибыли (убытка) отнять коммерческие и управленческие расходы, то получится показатель «Прибыль (убыток) от продаж». В бухучете эта сумма равна обороту по субсчету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Прочие доходы и расходы В данном разделе отчета о прибылях и убытках раскрываются обороты счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете отражаются полученные и выплаченные проценты, дивиденды, а также иные операционные и внереализационные доходы и расходы. По строке «Проценты к получению» показывают проценты по облигациям, депозитам, за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации. В строке «Проценты к уплате» отражают проценты, которые фирма платит за временное пользование денежными средствами (кредитами, займами). Обратите внимание: здесь не указывают проценты по кредитам, привлеченным для покупки имущества, которые были начислены до принятия на учет этих активов. Подобные затраты увеличивают стоимость приобретенного имущества. По строке «Доходы от участия в других организациях» следует отразить поступления, связанные с участием в уставных капиталах других фирм. Например, здесь показывают сумму полученных дивидендов. Прочие операционные доходы фирма может получить в виде арендных платежей, от продажи основных средств и другого имущества и т. д. (п. 7 ПБУ 9/99). Связанные с получением таких доходов затраты будут считаться операционными расходами. Также к этой группе расходов относятся затраты на оплату банковских услуг. В состав внереализационных доходов включаются полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение контрагентом условий договора, безвозмездно полученное имущество, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы и т. д. (п. 8 ПБУ 9/99). Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 внереализационными расходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение фирмой условий договора, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отрицательные курсовые разницы и т. д. После того как заполнены данные о прочих доходах и расходах, нужно рассчитать сумму прибыли (убытка) до налогообложения. Она рассчитывается следующим образом: Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы. Отложенные налоговые активы и обязательства Для отражения отложенных налоговых активов и обязательств в отчете предусмотрены отдельные строки. Отложенные налоговые активы появляются, если фирма в бухучете признает расходы раньше, чем в налоговом, а доходы – позже. Такие ситуации могут возникать, например, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Отложенные налоговые обязательства образуются в обратной ситуации, то есть когда в бухгалтерском учете расходы признаются позже, чем в налоговом, а доходы – раньше. Сумма отложенных обязательств вычитается при расчете чистой прибыли, поэтому в отчете ее указывают в круглых скобках. Сумма текущего налога на прибыль – это сальдо субсчета «Расчеты по налогу на прибыль» счета 68. Если все проводки по ПБУ 18/02 сделаны правильно, то кредитовое сальдо этого субсчета будет равно начисленному налогу на прибыль. Далее нужно определить чистую прибыль (убыток) отчетного периода. Она рассчитывается по формуле: Чистая прибыль (убыток) = Прибыль (убыток) до налогообложения + Отложенные налоговые активы – Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль. Справочный раздел Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах, приходящихся на одну акцию. Этот раздел должны заполнять все фирмы, за исключением малых предприятий. В нем следует сообщить о постоянных налоговых обязательствах (активах), базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию. Два последних показателя рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Этот документ утвержден приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Расшифровка отдельных прибылей и убытков В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) фирмой в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года. В последнем разделе формы № 2 нужно раскрыть отдельные показатели, которые бухгалтер ранее указал в отчете. Так, по строке «Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании» указывают аналогичные доходы (расходы) фирмы за нарушение хозяйственных договоров, полученные или уплаченные. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, которые присудили арбитры или признал должник. А по строке «Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте» отражают сумму курсовых разниц, возникающих при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Конечно, если вы не заполните этот раздел, никто фирму не накажет. Но лучше все-таки сделать такие расшифровки. И налоговики будут вам признательны, да и вам самим в дальнейшем будет удобно пользоваться отчетностью. Для удовлетворения требований пользователей отчетности отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели: Выручка от продажи товаров, услуг, работ - за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)- кроме коммерческих и управленческих расходов; Валовая прибыль - коммерческие расходы, - управленческие расходы; Прибыль / убыток от продаж: - проценты к получению, - проценты к уплате, - доходы от участия в деятельности других предприятий, - прочие операционные доходы, прочие операционные расходы, внереализационные доходы, внереализационные расходы; Прибыль / убыток до налогообложения - налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи; Прибыль / убыток от обычной деятельности - чрезвычайные доходы, чрезвычайные расходы; Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)). Отчёт об изменениях капитала (форма № 3) — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией. В разных странах порядок заполнения, оформления и подачи отчёта об изменениях капитала может отличаться. В России субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать Отчет об изменениях капитала в состав бухгалтерской отчетности. Все данные в Отчёте об изменениях капитала в обязательном порядке приводятся за два года — отчетный и предыдущий. Пример заполненой формы № 3. Отчёт об изменениях капитала состоит из 3 разделов. Раздел I «Изменения капитала»; Раздел II «Резервы»; Раздел III «Справки». В разделе I «Изменения капитала» отражаются изменения и причины изменений уставного, добавочного, резервного капитала и показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Раздел II «Резервы» состоит из четырёх частей: Резервы, образованные в соответствии с законодательством; Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; Оценочные резервы; Резервы предстоящих расходов. Раздел «Справки» состоит из: Строка 200 «Чистые активы»; Строка 210 «Получено на расходы по обычным видам деятельности»; Строка 220 «Получено на капитальные вложения во внеоборотные активы». Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном периоде. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ фирмы. При составлении отчёта разделяют приход и расход наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement, кэш-фло) дополняет балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Балансовый отчет отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами - от одной даты балансового отчета до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность является основным фактором, который изменяет состояние денежных средств, отражаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты. Отчет о движении денежных средств, кроме того, содержит информацию, которая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы. Финансовая гибкость - это способность фирмы генерировать значительные суммы денежных средств с тем, чтобы своевременно реагировать на неожиданно возникающие потребности и возможности. Информация о движении денежных средств за прошлые периоды, особенно о движении денежных средств от основной деятельности, помогает оценить финансовую гибкость. Оценка способности фирмы пережить, например, неожиданное падение спроса может включать в себя анализ движения денежных средств от основной деятельности за прошлые периоды. Чем значительнее потоки денежных средств, тем выше окажется способность фирмы выдержать неблагоприятные изменения экономических условий. Кэш-фло состоит из трех основных разделов: Операционная деятельность - денежные потоки, возникающие, как правило, основной, приносящей доход, деятельности компании. Операционная деятельность — основной вид деятельности, создающий поступление и расходование денежных средств компании (за исключением финансовой и инвестиционной деятельности); Инвестиционная деятельность - расходы на ресурсы, предназначенные для генерирования будущего дохода. Инвестиционная деятельность — вид деятельности, связанной с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) и прочих инвестиций не включенных в определение денежных средств и их эквивалентов; Финансовая деятельность - денежные потоки, связанные с формированием капитала компании. Финансовая деятельность — вид деятельности, как правило связанной с привлечением и возвратом кредитов и займов необходимых для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, а также изменением собственного капитала (выпуск акций, облигаций и т. п.). При составления отчёта используется кассовый метод (например платёж за май месяц, произведённый в июне будет отражён в отчёте за июнь). Отчёт составляется на основе стандарта IAS 7.
|