Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика и критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по направлению 080200.62 Менеджмент






Оценивание знаний студентов по государственному междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики». Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке всех членов комиссии, сформированной на основе независимых оценок каждого члена комиссии.

При проведении итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080200.62 Менеджмент устанавливаются следующие критерии оценки знаний:

Оценка «отлично» (8, 9, 10 баллов) - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное чтении и чёткое изображении схем и графиков; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо» (6, 7 баллов) - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и чёткое изображение схем и графиков.

Оценка «удовлетворительно» (4, 5 баллов) - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.

Оценка «неудовлетворительно» (0, 1, 2, 3 балла) - грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

Оценка ответов на тест выставляется по следующей шкале:

Доля правильных ответов в тесте Оценка
От 95% до 100% правильных ответов 10 баллов
От 85% до 94% правильных ответов 9 баллов
От 75% от 84% правильных ответов 8 баллов
От 65% от 74% правильных ответов 7 баллов
От 55% от 64% правильных ответов 6 баллов
От 45% от 54% правильных ответов 5 баллов
От 35% от 44% правильных ответов 4 балла
От 25% от 34% правильных ответов 3 балла
От 15% от 24% правильных ответов 2 балла
От 5% до 14% правильных ответов 1 балл
До 4% правильных ответов 0 баллов

При выставлении оценки за тест используются правила арифметического округления. Итоговая оценка за междисциплинарный экзамен рассчитывается как среднее арифметическое всех полученных студентом оценок, при округлении используются правила арифметического округления.

Обнаружение у студентов несанкционированных экзаменационной комиссией учебных и методических материалов, любых средств передачи информации (электронных средств связи) является основанием для принятия решения о выставлении оценки «неудовлетворительно» по результатам итогового междисциплинарного государственного экзамена («0» по 10-балльной шкале), вне зависимости от того, были ли использованы указанные материалы (средства) при подготовке ответа.

 

 

Утверждена на заседании

Академического совета образовательной программы «Менеджмент»

Протокол №2 от «13» ноября 2014 г.

Председатель академического совета образовательной программы бакалавриата «Менеджмент» _______________ Д.В. Гергерт

ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.62

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ»

ПРОФИЛЬ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИННОВАЦИИ»

 

Теория и история менеджмента

 

Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Парадигма современного менеджмента. Подходы к управлению на основе выделения различных школ: теория научного управления Ф. Тейлора; административная школа А.Файоля; концепция идеальной бюрократии М. Вебера; школа человеческих отношений (Э.Мэйо); количественный подход в менеджменте; процессный подход в менеджменте; системный подход в менеджменте; ситуационный подход в менеджменте.

Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера.

Организация как объект управления. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.

Внешняя организационная среда: общая среда (международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение); среда задач (потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда и т.д.). Взаимоотношения «организация - внешняя среда»: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди.

Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Иерархия целей в организации. Оперативные, тактические и стратегические планы. Понятие миссии, ее элементы. SMART – характеристики целей. Единовременные, постоянные и ситуационные планы. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга).

Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегии функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению. SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии.

Организационная функция менеджмента. Понятие организационной структуры. Специализация труда. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Высокие и плоские организационные структуры управления. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента.

Мотивация как функция управления. Внутренняя и внешняя мотивация. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Традиционный подход к анализу мотивации. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход.

Содержательные теории мотивации (Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга). Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента.

Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Подходы к контролю: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.

Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Восприятие. Коммуникационные каналы, их емкость. Коммуникационный процесс.

Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях.

Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).

Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства, их достоинства и недостатки. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Ховстеде.

Основная литература:

  1. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: ПИТЕР, 2013. - 655 с. (Классика МВА) – (Серия «Классика МВА»).

Дополнительная литература:

1. Коргова М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Изд. 2-е, перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал