Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СМИ и общественное мнение (Фомичева И. Д. “Социология СМИ”).
Социальная природа общественного мнения, его субъект. Субъект общественного мнения - публика. Публика (а по-русски - общественность) - часть населения или аудитории с более высокой степенью психологической вовлеченности в освещаемое и обсуждаемое, готовые и способные высказаться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу. Предтечей публики является мнение света, элиты. Современная общественность является продуктом коммуникации на расстоянии (т.е. ее создают медиа), результатом развития демократии и институтов гражданского общества. У публики коммуникативная природа: общественное мнение не является суммой индивидуальных мнений, а сложилось в результате обмена точками зрения, т.е. для ее существования необходимы диалоговая практика. Единство формирования и выражения общественного мнения по каналам СМИ. Свойство общественного мнения: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. Его выявляют социологи, журналисты. Природа общественного мнения такова, что оно непременно должно пройти стадии обмена, обсуждения, перейти от суммы индивидуальных точек зрения к надындивидуальной реакции на явления, способной стать влиятельной силой. Вместе с тем, формируя публику, СМИ участвуют в процессе массовой социализации, которая осуществляется через общественное мнение. Это одно из проявлений действия общественного мнения как механизма социального контроля, общественной регуляции и саморегуляции. СМИ как фактор его формирования. У СМИ есть социально-организаторская и социально-креативная функции. Первая означает роль СМИ в поддержании реально существующих объединений людей, вторая - их роль в формировании таких сообществ, которые без СМИ не существуют (к таким относится и публика). Превращение рассредоточенной аудитории в публику совершается, когда СМИ открывают возможность для аудитории слышать и говорить друг для друга, а не только распространяют информацию от центра к аудитории. Следовательно, социально-креативная функция СМИ по отношению к субъекту общественного мнения осуществляется через функцию форума. СМИ могут формировать общественное мнение следующими средствами: выдвигая “лидеров общественного мнения”; распространяя материалы, которые будут по-своему оформлять общественные чувства; высказывая публичные оценки от имени тех или иных групп, на которые впоследствии уже могут реагировать власти в собственных интересах.
|