Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение).






Содержание коммуникативной функции - охват людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, организация социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Особенности коммуникативной функции - способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в инд порядке. Возникает возможность интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция)

Информационная функция (содержание): производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности. Решающее значение имеет условие доступности к контенту.

Информация должна быть:

■ актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;

■ предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения);

■ своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);

■ общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;

■ полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование.

■ объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой.

■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, - гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории.

Чем больше аудитория издания, в том числе количество как оплативших, так и не оплативших свое чтение, тем больше надежд на привлечение рекламодателей. Чаще всего предпочитают усреднять тематику и уровень анализа происходящего, драматизировать его для привлечения всеобщего внимания, а не искать путь к носителям разноуровневых потребностей. Отсюда много информационных дисфункций:

■ преувеличенное внимание к фиксированию событий, их деталей в ущерб анализу;

■ слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыденному;

■ непропорционально большое внимание к отдельным персонам и частям общества, элите, которая сама создает информационные поводы, а не к рядовым гражданам;

■ использование публичного пространства для выяснения взаимоотношений между частями элиты, в том числе журналистской;

■ неоправданно большой объем внимания к происходящему в органах власти, зачастую без соотнесения с нуждами простых граждан, и вместе с тем - закрытость насущной для общества информации о намерениях властей.

Отчужденность контента СМИ от повседневных забот граждан, чрезмерная драматизация происходящего приводит к ряду негативных социально-психологических эффектов.

Например, известны явления наркотизации, т.е. привыкания к чрезвычайному, эскапизма - ухода от реальности к вымыслу, развлечениям, гедонизма - наслаждения жизнью в ущерб социально-ответственному поведению. Это разные грани отчуждения от социальной жизни. Форма и содержание информации в существенной мере зависят от канала ее передачи. Сегодня это - телевидение. Его выход на первый план привел к формированию определенного типа информации - инфотейнмента.

В современной социологии СМИ эффектом принято называть любой результат отдельного акта коммуникации, деятельности одного или системы каналов за какой-либо период и т. п.

Эффективность — понятие, определяющее совпадение полученного эффекта с поставленной целью, «мера достижения социальных целей, которые выдвигаются перед этой системой (СМИ. — И. Ф.) императивами развития общества». Таким образом, не каждый эффект свидетельствует об эффективности. Если, например, журналисты добивались привлечения внимания общественности к какой-либо проблеме и делали это слишком назойливо, излишне драматизируя происходящее, то эффект мог оказаться противоположным желаемому: людям просто надоело об этом слышать, что представляет собой типичное проявление «эффекта бумеранга».

СМИ действуют регулярно, и в обобщенном своем виде, накапливаясь, эффекты формируют ту роль, которую выполняют СМИ. Иными словами, накопленные эффекты составляют реальные функции СМИ. Получаемое социологами эмпирическое знание о действительной роли СМИ обогащает социологическую теорию функций, побуждает к формированию подходов, концепций, в свете которых, в свою очередь, эмпирически изучают реальные эффекты. Так взаимодействуют теоретический и эмпирический уровни социологии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал