Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологический подход к изучению содержания материалов СМИ.






Социологический подход к изучению СМИ: СМИ как социальный институт (а не, например, журналистика как творчество), социальные функции и эффекты СМИ; репрезентация социальной действительности в контенте СМИ и т.д..

Контент является ядром процесса массовой коммуникации, вокруг которого строятся отношения между его участниками. Занимая центральное положение, контент с его характеристиками позволяет делать выводы:

v о его создателях (о представлениях и установках журналистов),

v осознанно или невольно осуществляемой ими информационной политике, способах освещения действительности;

v о тех, кому он предназначен;

v о предпосылках, которые имеются в нем, чтобы произвести определенный социальный эффект, о реальных функциях, которые выполняют СМИ для людей.

v о составляющих этот поток частях, которые свидетельствуют о реальной доле участия определенных социальных групп и институтов, распространяющих собственный контент через эти каналы (реклама, искусство, образование и др.), о реальной возможности для различных социальных слоев “ быть отраженными ” или непосредственно участвовать в коммуникациях.

Основным социологическим методом изучением материалов СМИ стал контент-анализ. Он относится к эмпирически верифицируемым (измеряемым, проверяемым), систематическим методам исследования материалов массовой коммуникации. С помощью контент-анализ издания совершенствуют свою редакционную политику.

Надежность выводов контент-анализа обеспечивается кодификатором, категории и признаки которого соответствуют решению задачи исследования, одинаково применимы для всех кодируемых текстов. Что касается выборки, то здесь важно обеспечить каждому выпуску равный шанс попасть в выборку. Демонстрация инструментария считается одним из первых требований к корректному социологическому исследованию. Методика анализа должна быть составлена настолько ясно, чтобы разные исследователи, работающие по одной методике, пришли к одному и тому же выводу.

Исследования материалов можно поручить компьютеру, когда в качестве единицы анализа выступает слово. Память компьютера оперирует списком, состоящим из тысяч слов, и машина подсчитывает число материалов, где встречаются те слова, которые интересуют исследователя. Главное - предусмотреть синонимический ряд понятий. Преимущества - компьютер обеспечивает возможность анализа огромных текстовых материалов. Недостатки - составление словника с учетом всех синонимических вариантов понятий, если мы говорим об исследовании, требует огромных усилий.

Современные базы данных, собирающие материалы СМИ, имеют в себе готовые семантические шаблоны для удобного поиска. Но и тут много своих сложностей: проблема релевантности выборки запросу (например, из-за многозначности слов), проблема количества источников (зачастую заявленное базами данных число источников не соответствует действительности) и т.д. На российском рынке представлены такие базы данных СМИ, как «СКАН-Интерфакс», «Интегрум», «Медиалогия», «Паблик», «Фактива» (для поиска в материалах иностранных СМИ). Их сервис состоит в регулярных замерах упоминаний клиентов pr-служб (персон и организаций).

Выделяются два уровня контент-аналитических исследований - повседневная деятельность СМИ (“линия издания”) и кампании (множество текстов в форме кампаний, обсуждений, дискуссий; case study) в СМИ.

Примеры контент-аналитических исследований: сравнение медиаконтента с положением дел в действительности; определение политической линии СМИ; выявление частоты появления профашистских, проамериканских тем в издании; особенности освещения отдельного события разными изданиями; формирование образа страны в новостях (например, о Латинской Америке говорилось чаще всего в контексте землетрясений); сравнительный анализ контента СМИ из разных стран; выявление функций, реально выполняемых СМИ; изучение предвыборных компаний и т.д.

 

60. Методы эмпирических социологических исследований СМИ (Фомичева И. Д. “Социология СМИ”)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал