![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовая информация: сущность и специфика
Массовая информация - базисное понятие теории журналистики. Есть некоторые трудности рассмотрения массово-информационной природы журналистики. Во-первых, для овладения понятием “массовая информация” нужно обратиться к коренным свойствам предмета. И тут характер субъекта, оперирующего информацией (а именно массы), имеет определяющее значение. Значит, нужно понимать специфику “массы”. Во-вторых, многозначность употребления слов «массовая» и «информация». В повседневной жизни массовое - значит либо множественное, либо низкокачественное, либо вульгарное и т.п. Однако теория журналистики обращает внимание на качественные (структура, происхождение, формирование, виды) аспекты массы. Массовая информация- обращена к широкой общественности, регулярно воспроизводится, касается общественной тематики. Информация бывает: -индивидуальная -специальная-массовая(может переходить из одного в другое) Определение. Массовая информация - это любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла (производство, распространение и потребление) оперировала масса (Б. А. Грушин). Так, масса может выступать не только в роли потребителя, но и производителя, и распространителя информации. Формы выражения массовой информации - анекдоты, песни, письма в редакцию, чаты форумы и т. п. Признаки массовой информации: - направленность на массу - забота о создании позиции масс по какому-то вопросу - доступность для масс на уровне понимания и потребления - аудитория может получать ее оперативно - возможность активного участия общества гражданское участие
Функционирование массовой информации в СМИ идет по схеме: Д -> Ж -> Т -> А, где Д - действительность, Т - текст сообщения. Собственно информацией в тексте сообщения журналиста оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Особенности МИ. Во-первых, в отличие от индивидуальной и специализированной информации массовая имеет общезначимый для широкого спектра социальных групп, внегрупповой и надгрупповой характер. Массовая информация наряду со специальной и индивидуально-личностной создает основу для духовного мира личности. Во-вторых, она открыта - размещена на широкодоступных носителях. В-третьих, существенен такой признак, как мощность проводящих ее каналов - медиа, и соц. институтов - СМК. В-четвертых, она рассчитана на массовое сознание - неспециализированное, непрофессиональное, профанное. Взаимодействие текста с аудиторией (Т -> А) осуществляется в два акта. Во-первых, отбор того, что оказалось интересным, полезным, важным и понятным для аудитории. Часть текста, которая была “взята” аудиторией, - это принятая информация. Принятая информация всегда часть объема потенциальной информации, той которая рассчитана на аудиторию, но до встречи с ней неизвестно, будет ли она работать. Во-вторых, переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Измеряется уже не количественными методами, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменения сознания аудитории. Сначала дошла ли она, потом – как повлияла. Эффективность взаимодействия текста и аудитории (Т -> А). Высокая информативность текста - высокая реальная эффективность текста, напрямую зависящая таких его качеств как небанальность (новизна информации и оценок, более достоверные интерпретации), декодируемость (возможность понимать сообщение в соответствии с замыслом журналиста) и релевантность (соответствие потребностям и интересам аудитории). Информационная насыщенность текста определяется мерой системной реализации журналистом этих качеств. Отсутствие хотя бы одного из требуемых качеств лишает текст возможности быть информативным. Словарик: Массовая коммуникация - процесс обращения массовой информации. СМК (а СМИ их часть) - институты, обеспечивающие обращение массовой информации в обществе, использующие в качестве каналов медиа и обладающие мощной проводящей способностью. Медиа - каналы, технические посредники для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории.
|