Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческое вещание






Только в 1950-е гг., после бурной общественной дискуссии было введено коммерческое телевещание, которое, в отличие от централизованного вещания Би-би-си, было региональным, финансировавшимся через рекламу. В то же время централизованное общественное теле- и радиовещание Би-би-си было дополнено региональным коммерческим теле- и радиовещанием. Аудитория разделилась между ними примерно пополам.

Этот баланс был нарушен в 1980-е гг. созданием дополнительного канала (канала № 4), общественного по статусу, но коммерческого по способу финансирования (через рекламу). Его задачей было обслуживать интересы тех сегментов аудитории (этнических, социальных, культурных), которые до сих пор не находили программ по своим интересам на других каналах, а также показывать все новое, необычное, авангардное, что не настолько еще утвердилось, чтобы это можно было передавать на общественные деньги или финансировать через рекламу. С созданием этого канала баланс на британском телевидении был поставлен на новую основу: теперь было два общественных канала Би-би-си (один для массовой и один для образованной аудитории) и два канала, финансировавшихся через рекламу (массовый коммерческий - канал № 3 - и альтернативный, канал для меньшинств - № 4).

Однако годом начала подлинной революции в британском теле- и радиовещании стал 1990 г., когда правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер провело через парламент новый Акт о вещании, содержавший программу ускоренной коммерциализации британского вещания и развития многоканального теле- и радиовещания.

Результатом был компромисс, состоявший в сохранении государственного контроля над коммерческим вещанием, хотя и в несколько ослабленном виде (тактика «легкого прикосновения»). Этим занялся новый регулирующий орган - Комиссия по независимому телевидению. Ей же было поручено разработать и провести первый в истории Великобритании (ставший, как оказалось, последним) аукцион лицензий на коммерческое телевещание.

На этот аукцион, прошедший в октябре 1991 г., возлагали большие надежды в плане привлечения «свежей крови» в британское коммерческое телевидение. На 16 лицензий было подано 40 заявок от крупных компаний. Однако вследствие ряда ограничений («порог качества», положение об «особых обстоятельствах» и т.п.) только четыре коммерческих вещателя уступили свои лицензии новым. Тем не менее, значение аукциона состояло, во-первых, в том, что теперь вещатели должны были соразмерить свои возможности с необходимостью выплат отчислений за лицензии в государственную казну (что должно было заставить их экономить и рационализировать производство), а во-вторых, в том, что он стал отправной точкой для начала процесса концентрации и монополизации британского коммерческого телевидения, который привел к тому, что к концу века в коммерческом эфире телевидения Великобритании остались лишь две крупных компании - «Карлтон коммьюникейшнз» и «Гранада телевижн».

Ходу этого процесса способствовало, во-первых, разрешение одной компании приобретать лицензии (или доли в лицензии) другой, данное в 1993 г. Затем последовал Акт о вещании 1996 г., разрешивший уже неограниченное приобретение лицензий и долей в лицензиях, лишь бы в руках одной компании было не более 15% рынка телевещания (то есть, доли от общенациональной аудитории). Это положение было распространено и на коммерческое радиовещание. И, наконец, Актом 2003 г. было отменено и это ограничение, что позволило двум крупным компаниям коммерческого эфирного телевидения - «Карлтону» и «Гранаде» - в 2004 г. объединиться и создать единую компанию - «Индепендент телевижн» (Ай-ти-ви), владевшую подавляющим большинством лицензий на коммерческое эфирное вещание.

Одновременно шел процесс выхода британского телевещания за рамки традиционного эфирного (наземного). Еще в 1980-е гг. появились кабельное и направленное спутниковое телевещание, которые с самого начала развивались как коммерческие. Их назначением было дополнить эфирное телевещание, давая телезрителям дополнительный источник развлечения. Все основные информационные и образовательное программы оставались на эфирном телевидении (в первую очередь - на Би-би-си). Это обусловило характер кабельного и спутникового телевидения.

На кабельном телевидении Великобритании в 1990-е гг., так же, как и на эфирном, прошел процесс концентрации и монополизации, в результате которого к началу XXI в. там также остались лишь две крупных компании - «Нэшнл транскоммьюникейшнз лимитед» и «Телеуэст». В 2006 г. они также должны слиться.

В спутниковом телевидении с самого начала определилась одна доминирующая компания - «Бритиш скай бродкастинг» (Би-скай-би), чьей холдинговой компанией является «Ньюс интернэшнл», британский филиал международной «Ньюс корпорейшн», находящейся под управлением мирового медиамагната Руперта Мэрдока.

Параллельно с развитием коммерческого телевидения развивалось коммерческое радиовещание, дорогу которому также открыл Акт о вещании 1990 г. Если в начале 1980-х гг. в Великобритании было всего 19 региональных и местных коммерческих радиостанций, то к началу XXI в. уже более 250. Развитие регионального и местного коммерческого радиовещания позволило несколько уравновесить централизм вещания Би-би-си, которая, впрочем, тоже имела более 40 региональных и местных радиостанций. Таким образом, если на коммерческом телевидении в конце ХХ в. с объединением вещающих компаний в две крупнейшие регионализм уменьшился, то в коммерческом радиовещании он, наоборот, увеличился. К середине 1990-х гг. коммерческие радиостанции даже отобрали у Би-би-си большую часть аудитории (60%), и только к началу XXI в. Би-би-си вновь вернула себе лидерство.

Но так же, как и в коммерческом телевидении, в коммерческом радиовещании шел процесс концентрации и монополизации, приведший к образованию больших цепей радиостанций. У крупнейшей из них Джи-даблъю-ар было более 30 радиостанций, у второй по величине «Эмап рейдио» - более 20. В 2005 г. компания Джи-даблъю-ар осуществила слияние с другой крупной сетью, принадлежащей компании «Кэпител рейдио», создав мощную объединенную компанию «Джи-кэп».

Деление прессы на: качественную ( " Таймс", " Гардиан", " Дейли телеграф", " Файнэншл таймс") и массовую ( " Сан", " Дейли миррор"). Борьба газетно-журнальной и " электронной" журналистики.

Растет кол-во качественных газет. Столичная пресса - только одна вечерняя. В провинции наоборот. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Процветают экономические издания. " Файнэншл таймс" - суперкачественная, освещ. политику, и экономику, издается одновременно в пяти " финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира.

Журнальное дело. (общест.-полит.: массовые " Тайм аут", качественные " Нью стейтсмен"; эноном.: " Экономист"; научно-популярные: " Нью сайентист"; женские " Вумэн" и т.д.)

Концентрация. К началу 90-х гг. господ. позиции в прессе захватили 5 групп:

1) " Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока (" Таймс", " Ньюс оф уорлд"),

2) " Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла (" Санди миррор", " Пипл")

3) " Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса (" Дэйли экспресс", " Санди экспресс")

4) " Телеграф" канадского бизнесмена Блэка (" Дейли телеграф", " Санди телеграф")

5) " Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира (" Дейли мейл", " Мейл он санди")

ТВ. Дуальная система: BBC (общественно-правовое), ITV (частное). Госвмешательство. 5 каналов, пятый - частный. Местное Тв сотрудничает с Лондоном, оставляя время для новостей. Индустрия информирования. В 90-х изменение в доставке ТВ-сигнала: кабель и спутник. Цифровое ТВ - увеличивает пропускную способность спутника. Вещание через Интернет.

Иностранный капитал. РойТомпсон (канадский магнат) купил «Санди таймс», «Таймс» (70-80гг). «Таймс» была политич газ., Томпсон превратил ее в массовую, потом ее купил Мэрдок (австралиец), и она стала его первой кач. газетой.

Многие газетные издательства стремятся вложить свои капиталы в ТВ бизнес. Пирсон в 1993 г. стал собственником крупной ТВ-продюсерской компании " Темз телевижн". Владельцы " Дейли телеграф " купили 15% акций телекомпании " Карлтон". «Акт о вещании» р азрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерч. каналов тв, а коммерч. каналам вступать во владение газетными предприятиями. Но: в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерч. РВ и ТВ, а также 20% общего тиража газет.

В 80гг. В анг.ж-ке особенно активны ТНК (Мэрдок, сука, и здесь отличился!). Драматических изменений не происходит. «Тудэй» закрылась, а Индэпендант осталась. Растет кол-во качественных газет. Увеличивается средний класс, особенно во время Тэтчер. «Фин.таймс» - суперкачественная, освещ. И политику, и экономику и прочую хуйню. Такие же качественные Таймс, Гард, Дейли телеграф и Индепендент. Столичная пресса - только одна вечерняя. В провинции наоборот.

ТВ по традиции с большой долей госвмешательства. 5 каналов, пятый - частный. Местное Тв сотрудничает с Лондоном, оставляя время для новостей. Иностранные капиталы - сука Томпсон. Оказывает влияние только на политику программных компаний. Индустрия информирования. В 90-х изменение в доставке ТВ-сигнала: кабель и спутник. Цифровое ТВ - увеличивает пропускную способность спутн..

На радио в к.80-х разрешили местное вещание. Цифровые программы - аналоги специализированных журналов.

Вещание через Интернет.

Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны " электронной" журналистики. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как " Пикчер пост" и " Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп: 1) " Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока, 2) " Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) " Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) " Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) " Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

а) ежедневные качественные

" Таймс" /" Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./

" Гардиан" /" Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./

" Дейли телеграф" /" Телеграф", 1100 тыс. экз./

" Файнэншл таймс" /" Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/

б) ежедневные промежуточные

" Дейли мейл" /" Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./

" Дэйли экспресс" /" Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./

в) ежедневные популярные

" Сан" /" Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./

" Дейли миррор" /" Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./

г) воскресные качественные

" Санди таймс" /" Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./

" Санди телеграф" /" Телеграф", 750 тыс. экз./

" Обсервер" /" Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./

д) воскресные промежуточные

" Мейл он санди" /" Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./

" Санди экспресс" /" Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./

е) воскресные популярные

" Ньюс оф уорлд" /" Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./

" Санди миррор" /" Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./

" Пипл" /" Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./

Ежедневная газета " Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду " национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.

В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:

1) общественно-политические

а) качественные

" Нью стейтсмен" /еженедельный/

" Спектейтор" /еженедельный/

б) массовые

" Тайм аут" /еженедельник/

2) политические

" Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/

3) экономические

" Экономист" /еженедельник/

4) научно-популярные

" Нью сайентист" /еженедельник/

5) сатирико-юмористические

" Панч" /еженедельник/

6) специализированные

а) женские

" Вумэн" /еженедельник/

б) военные

" Дифенс" /ежемесячник/

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты " Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: " Уикенд", " Бизнес ньюс", " Ти-ви энд радио", " Артс энд букс" и " Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты " Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы " Пирсон". Газета " Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти " финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника " Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.

В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании " Темз телевижн". Владельцы " Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании " Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял " Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал