![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - " говорение" и " слушание" " Говорящий" сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для " слушающего" смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла. включает пять элементов:
1. КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор 2. ЧТО? (передается) - Сообщение (текст) 3. КАК? (осуществляется передача) - Канал 4. КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория 5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: 1. открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), 2. отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) 3. закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) 2) Оптико - кинетические (это то, что человек " прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика)
§ Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. § Мимика - это движение мышц лица. § Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения: § интимная (от 0 до 0, 5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. § Межличностная (от 0, 5 до 1, 2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). § Официально-деловая или социальная (от 1, 2 до 3, 7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. § Публичная (более 3, 7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд..
Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция - одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
|