Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная направленность профессиональной деятельности педагога.






Понятие " инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновати-ки, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Основная задача всех инновационных технологий – сохранение и развитие у р-ка желания учиться. Моделирование инновац. процесса возможно при условии взаимодействия науки и практики на основе продуманной программы опытно-экспериментальной работы и др. Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, — все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

 

Понятие и признаки ведущего вида деятельности. Игра-ведущий вид дея­тельности дошкольников. Значение игры, для разностороннего развития личности ребенка. Основные структурные компоненты игры. Развитие игры на протяжении дошкольного детства. Виды игр и их характеристи­ка. Использование элементов игровой технологии в образовательном процессе педагогического колледжа (училища).

Понятие и признаки ведущего вида деятельности. Это понятие было предложено Л.С.Выготским. Описание признаков ведущего вида деятельности сделал А.Н.Леонтьев. А.Н.Леонтьев описал ведущий вид деятельности так:


1) Развивается личность ребенка

2) Развивается познавательная сфера

3) Закладываются новые виды деятельности.


Ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. К среднему переходу дошкольного детства игры становятся совместными. Дети выделяют роли и правила, на которых и строят их взаимоотношения в игре.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ролевая игра развивается. Она отличается многообразием тематики, ролей, игровых действий и реализуемых в игре правил. Ряд игровых действий только подразумевается и выполняется символически.

Виды игр. Первый исследователь К.Гросс, далее В Штерн.

По В. Штерну игры бывают:


1) Одиночные

2) Разрушительные

3) Конструктивные

4) Ролеве

5) Социальные


Другая классификация:


1) Подвижные

2) Сюжетные

3) Дидактические

4) Строительные

5) Игры- забавы

6) Игры- занятия


Проблема игры всегда волновала исследователя. Игра – часть человеческой культуры. Вопрос об истории происхождения игры является главным.

Плеханов в 1912 году в своей работе «Письма без адреса» изучает проблему происхождения игры в истории общества. Он отмечал, что игра возникла еще в первобытном обществе наряду с разными видами общества, игра имеет основу искусства, что труд предшествует игре и определяет ее содержание. В этом и заключается социальное значение игры. По его мнению, игра является средством передачи культурных ценностей.

Эльконин выдвигал гипотезу о историческом происхождении, возникновении ролевых игр. На ранних этапах существования общества игры нет, но участие детей в совместной деятельности со взрослыми, побудило использовать те же орудия труда, только уменьшенных размеров. Появляются первые игры – упражнения, которые были направлены на овладение навыками, умениями; появляются первые игровые образы, которые послужили основой возникновения ролевой игры, в которой уже ребенок получает удовольствие. Исследования Эльконина показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действие взрослого к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

А.П.Усова отмечала, играя дети вступают в отношения взаимного контроля, помощи, требовательности. Она дала научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать интересы играющих детей, умело их направлять. Усова отмечала, что устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – это первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, развивается умение действовать совместно и целенаправленно.

А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко доказали, что игра не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит со способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослым, ребенок затем обобщает игровые ситуации, способы и переносит их на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка.

Н.Н.Подъяков, Л.А.Парамонова доказали в своих исследованиях, что игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, формированию обобщающих представлений.

Е.А.Флерина, З.В.Лиштван, А.Н.Давыдчук разработали методику формирования конструктивных умений.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в исследованиях Р.О.Жуковской, Н.С.Карпинской, Л.С.Фурминой.

Р.О.Жуковская отмечала, что игра становится средством воспитания под целенаправленным руководством взрослого. Воспитатель должен проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности, как средством воспитания, средством самовоспитания и всестороннего изучения ребенка. Педагогическая позиция по ее мнению, должна быть незаметна и скрыта от ребенка. В своей работе «Творческие ролевые игры в детском саду» она рассматривает особенности игры детей разного возраста, раскрывает приемы руководства, отмечает, что в игре развиваются способности ребенка в пении, танцах, а также организаторские способности. Поэтому важно чтобы ребенок был и в главной роли, и в подчинении.

Фурмина впервые дает определение, что такое игра, классификацию театрализованной игры на разных возрастных этапах.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, — это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал