Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационная направленность профессиональной деятельности педагога.
Понятие " инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновати-ки, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Основная задача всех инновационных технологий – сохранение и развитие у р-ка желания учиться. Моделирование инновац. процесса возможно при условии взаимодействия науки и практики на основе продуманной программы опытно-экспериментальной работы и др. Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, — все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Понятие и признаки ведущего вида деятельности. Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значение игры, для разностороннего развития личности ребенка. Основные структурные компоненты игры. Развитие игры на протяжении дошкольного детства. Виды игр и их характеристика. Использование элементов игровой технологии в образовательном процессе педагогического колледжа (училища). Понятие и признаки ведущего вида деятельности. Это понятие было предложено Л.С.Выготским. Описание признаков ведущего вида деятельности сделал А.Н.Леонтьев. А.Н.Леонтьев описал ведущий вид деятельности так: 1) Развивается личность ребенка 2) Развивается познавательная сфера 3) Закладываются новые виды деятельности. Ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. К среднему переходу дошкольного детства игры становятся совместными. Дети выделяют роли и правила, на которых и строят их взаимоотношения в игре. В среднем и старшем дошкольном возрасте ролевая игра развивается. Она отличается многообразием тематики, ролей, игровых действий и реализуемых в игре правил. Ряд игровых действий только подразумевается и выполняется символически. Виды игр. Первый исследователь К.Гросс, далее В Штерн. По В. Штерну игры бывают: 1) Одиночные 2) Разрушительные 3) Конструктивные 4) Ролеве 5) Социальные Другая классификация: 1) Подвижные 2) Сюжетные 3) Дидактические 4) Строительные 5) Игры- забавы 6) Игры- занятия Проблема игры всегда волновала исследователя. Игра – часть человеческой культуры. Вопрос об истории происхождения игры является главным. Плеханов в 1912 году в своей работе «Письма без адреса» изучает проблему происхождения игры в истории общества. Он отмечал, что игра возникла еще в первобытном обществе наряду с разными видами общества, игра имеет основу искусства, что труд предшествует игре и определяет ее содержание. В этом и заключается социальное значение игры. По его мнению, игра является средством передачи культурных ценностей. Эльконин выдвигал гипотезу о историческом происхождении, возникновении ролевых игр. На ранних этапах существования общества игры нет, но участие детей в совместной деятельности со взрослыми, побудило использовать те же орудия труда, только уменьшенных размеров. Появляются первые игры – упражнения, которые были направлены на овладение навыками, умениями; появляются первые игровые образы, которые послужили основой возникновения ролевой игры, в которой уже ребенок получает удовольствие. Исследования Эльконина показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действие взрослого к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. А.П.Усова отмечала, играя дети вступают в отношения взаимного контроля, помощи, требовательности. Она дала научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать интересы играющих детей, умело их направлять. Усова отмечала, что устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – это первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, развивается умение действовать совместно и целенаправленно. А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко доказали, что игра не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит со способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослым, ребенок затем обобщает игровые ситуации, способы и переносит их на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка. Н.Н.Подъяков, Л.А.Парамонова доказали в своих исследованиях, что игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, формированию обобщающих представлений. Е.А.Флерина, З.В.Лиштван, А.Н.Давыдчук разработали методику формирования конструктивных умений. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в исследованиях Р.О.Жуковской, Н.С.Карпинской, Л.С.Фурминой. Р.О.Жуковская отмечала, что игра становится средством воспитания под целенаправленным руководством взрослого. Воспитатель должен проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности, как средством воспитания, средством самовоспитания и всестороннего изучения ребенка. Педагогическая позиция по ее мнению, должна быть незаметна и скрыта от ребенка. В своей работе «Творческие ролевые игры в детском саду» она рассматривает особенности игры детей разного возраста, раскрывает приемы руководства, отмечает, что в игре развиваются способности ребенка в пении, танцах, а также организаторские способности. Поэтому важно чтобы ребенок был и в главной роли, и в подчинении. Фурмина впервые дает определение, что такое игра, классификацию театрализованной игры на разных возрастных этапах. Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
|