Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые






1.регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4.находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др.

В работе Ивана Петровича Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, их подвижность, т.е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность между возбуждением и торможением. На основе учения о свойствах нервной системы И.П.Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Типология высшей нервной деятельности включала в себя четыре основных типа и совпадала с античной классификацией темпераментов.

По сути дела, И.П.Павлов подвел научную, физиологическую базу под классические четыре типа темперамента.

В классическом учении И.П. Павлова все типы темперамента соотносятся с определенными параметрами функционирования центральной нервной системы. Индивидуально-психологические особенности человека, согласно этому учению, закономерно связаны со специфическими аспектами условно-рефлекторной деятельности, такими как скорость и точность образования условных рефлексов, а также характер их угасания.

Определяя влияние нервной системы на динамические особенности поведения индивида, Павлов выделяет:

Характер: понятие, структура, акцентуации. Психолого-педагогические механизмы формирования характера Факторы, влияющие на формиро­вание характера личности ребенка-дошкольника, студента педагогиче­ского колледжа (училища).

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Учение о характере - характерология имеет длительную историю. Главные проблемы характерологии - установление типов характера с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Представление о характере можно получить, зная специфику поступков, дел. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Итак, в психологии понятие характер (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. По Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении [Немов Р.С.Психология, М: 1998.-С.-409]. Выделяют две степени акцентуации характера - явная и скрытая.

Явная акцентуация. Наличие довольно постоянных черт определенного типа характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, могут наступать временные отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении трудно бывает составить четкое представление о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования.

Основные типы акцентуаций характера. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками.

1. Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. В играх любят командовать сверстниками.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте -- крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и резко от ничтожных и незаметных для окружающих поводов.

2. Циклоидный тип. Любит одиночество, настроение постоянно меняется.

3. Астеноневротический тип. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность.

4. Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства.

5. Психастенический тип. В детстве, наряду с робостью, проявляется моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы.

6. Шизоидный тип. С первых лет дети любят играть одни. Мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы, не по-детски сдержаны и холодны.

7. Эпилептоидный тип. Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается.

8. Истероидный тип. Главная черта- эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие.

9. Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.

10. Конформный тип. Главная черта -- постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять.

11. Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда.

Структура характера обнаруживается и в закономерной зависимости между отдельными её чертами. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Характер человека проявляется в системе отношений:

Ø В отношении к другим людям (общительность - замкнутость, доброта - злобность и т.д.)

Ø В отношении к делу (трудолюбие - леность, одарённость - бездарность и т.д.)

Ø В отношении к себе (самокритичность - самоуверенность, скромность - хвастовство и т.д.)

Ø В отношении к вещам (щедрость - жадность, аккуратность - неряшливость и т.д.)

Ø В отношении к долгу (верность - неверность, сознательность - фанатичность и т.д.)

Ø В отношении к природе (зоофил - зоофоб, турист - домосед и т.д.)

Ø В отношении к увлечениям (танцор, поэт, певец и т.д.)

Ø В отношении к излишествам (моральный - аморальный, азартный - неазартный и т.д.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал