![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные личностные качества.
Профессиональная направленность (собирательное свойство) – это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Педагогический такт (от лат. – прикосновение, ощущение) – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к воспитуемым в каждом конкретном случае. В основе педагогического такта лежат гражданские чувства педагога, справедливость, вера в ребенка. Педагогическая зоркость проявляется в способности фиксировать существенное развитие ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Эрудиция – обязательное качество педагога. Его задача – раскрыть подрастающему поколению научные знания, накопленные человечеством. Любовь к детям. Отношение к детям со стороны учителя, воспитателя сопровождается уважением к личности воспитанника, требовательностью к нему. Динамизм проявляется в умении использовать любую возникшую ситуацию для воспитания и развития детей. Эмоциональная устойчивость педагога. Творческий характер работы педагога сочетается с необходимостью быстро принимать решения в неожиданной ситуации. Умение противостоять возникающим отрицательным эмоциям, оптимистический настрой, самообладание и терпимость, преобладание жизнерадостности – эти качества являются залогом эффективности педагогической работы. Все профессионально значимые качества личности педагога проявляются в стиле его педагогического общения, в способности создать эмоционально положительный климат в коллективе детей и родителей, в педагогическом коллективе детского сада. Успех деятельности педагога определяется также и наличием педагогических способностей. Педагогические способности – предпосылка для достижения педагогического мастерства. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу. Компоненты педагогического мастерства. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: · мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; · мастерство убеждения, · мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности · мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'. Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая _необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Структура мастерства учителя может быть выражена следующими умениями: ü речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, ü управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения, ü актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
|