![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности как источник активности личности. Соотношение понятий «потребности» и «мотивы». Виды потребностей. Потребности и мотивация профессиональной деятельности педагога.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Источники активности — это потребности, интересы, идеалы. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестает, к примеру, являться простой добычей, т. е. предметом, имеющим лишь биологический смысл: быть пищей. С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям, которые являются продуктом исторического развития. Поэтому у человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Уже из определения видно, что мотив связан с потребностью. Рассмотрим данное соотношение подробнее. В развитии любой потребности можно выделить два этапа: период до " встречи" потребности с предметом ее удовлетворения (мотивом) и период после этой встречи. На первом этапе потребность еще не представлена в сознании субъекта. Человек в этот период испытывает состояние напряжения, беспокойства, неопределенности, но не знает, с чем это связано. На поведенческом уровне такое состояние выражается в повышенной активности. В результате данной активности происходит своего рода " встреча" потребности с предметом, который ее может удовлетворить. Процесс " узнавания" потребностью необходимого для нее предмета называется опредмечиванием потребности. Опредмечивание - это акт, в котором рождается мотив. Мотив, таким образом, можно еще определить как опредмеченную потребность. В возникновении мотива можно выделить несколько этапов. Этап формирования мотива связан с возникновением какой-либо потребности. Затем наступает этап осознания мотива. Осознание мотива носит ступенчатый характер - вначале осознается причина неудовлетворенности, затем формируется желание, позже осознается, с помощью каких действий и способов может быть удовлетворена данная потребность. Заключительным является этап реализации мотива в конкретных поступках. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают: — естественные; — культурные. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. По предмету потребности подразделяются на: — материальные; — духовные; — социальные К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании. Принято выделять три типа доминантных потребностей человека. Ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (длительные) и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел. Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности). По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности, развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что в свою очередь ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Воспитание и актуализации у человека потребности в труде также является непременным условием развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации.
|