Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристики МП
ХАРАКТЕРИСТИКИ
| ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
| Размер фирмы
| Мала по размеру.
| Ассортимент
| Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента.
| Финансирование
| Стеснены недостатком финансовых ресурсов.
| Ценообразование
| При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости.
| Отношения с рынком
| Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса.
| Управление
| Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств.
| Поиск информации
| Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям.
|
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:
Страны
| Кол-во МСП (тыс)
| Колич.МПС на 1000 жителей
| Занято в МПС (млн.чел)
| Доля МСП в общей численности занятых (%)
| Доля МСП в ВВП (%)
| Великобритания
|
|
| 13.6
|
| 50-53
| Германия
|
|
| 18.5
|
| 50-52
| Италия
|
|
| 16.8
|
| 57-60
| Франция
|
|
| 15.2
|
| 55-62
| Страны ЕС
|
|
|
|
| 63-67
| США
|
| 74.2
| 70.2
|
| 50-52
| Япония
|
| 49.6
| 39.5
|
| 52-55
| Россия
|
| 5.65
| 8.3
|
| 10-11
|
|
| 55. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1.1. Цели и задачи структурной политики
В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического Россия может столкнуться с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров как на внутреннем, так и на мировом рынках. И первая и вторая проблемы связаны, прежде всего, с " утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а также с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности.
В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной как на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов, хотя и требует принятия мер уже в настоящее время, не может быть решена в короткие сроки и будет являться приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Актуальность стимулирования роста эффективности и снижения ресурсоемкости производства товаров и услуг определяется рядом факторов, действие которых уже ощущается и будет усиливаться в ближайшие годы:
- практически исчерпаны резервы импортозамещения, возможности для которого были созданы девальвацией национальной валюты в 1998 году;
- необходимость сохранения умеренных темпов инфляции при нынешней конъюнктуре мирового рынка и состоянии торгового баланса не позволит проводить политику " слабого рубля"; реальное удорожание национальной валюты будет способствовать ужесточению конкуренции с импортом на внутреннем рынке и условий экспорта российской продукции;
- повышение тарифов (в первую очередь энергетических), в том числе и как следствие реформирования естественных монополий и либерализации рынка приведет к росту издержек в энергоемких и ресурсоемких отраслях промышленности, использующих морально и физически устаревшие технологии и фонды.
Основными целями политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономики будут:
- содействие развитию отраслей и секторов с высокой производительностью труда и низкими удельными материальными затратами, в том числе секторов «новой экономики»;
- стимулирование повышения эффективности действующих предприятий за счет ресурсо- и энергосбережения;
- содействие повышению качества отечественной продукции, сокращение разрыва в техническом уровне между Россией и другими промышленно развитыми странами;
- реформирование государственного сектора экономики и управления государственной собственностью.
Достижение этих целей требует усилий по обеспечению притока инвестиций, направленных на модернизацию и замену производственного аппарата, усиления инновационного характера развития, а также мер по поддержанию и созданию общеэкономической инфраструктуры (транспортной, производственной, системы профессионального образования и т.д.), необходимой для снижения трансакционных издержек в экономике и повышения ее эффективности. В долгосрочной перспективе основными механизмами, обеспечивающими эти тенденции, будут развитие конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. Вместе с тем, самый благоприятный инвестиционный климат не в состоянии заставить инвестора вкладывать деньги в заведомо нерентабельные и неэффективные производства.
В этой связи в среднесрочной перспективе и на период до 2010 года основными задачами структурной политики государства являются:
- исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
- повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
- содействие развитию системы высшего и среднего специального образования, адекватного потребностям модернизации традиционных и развития «новых» секторов экономики;
- снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
- сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
- повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям;
- реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:
- конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
- минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
- открытость экономики;
- либерализация экономической деятельности на микроуровне.
Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач – таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ предприятий и производств, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.
Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить " традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также " новые" экспортные отрасли в сфере услуг.
Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.
Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.
Основная задача, которую придется решать в отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.
Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий моногородов требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.
Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.
Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий.
Важным инструментом повышения качества отечественной продукции (прежде всего в обрабатывающих отраслях промышленности) будет развитие стандартов и технических требований к выпускаемой продукции, включая требования безопасности потребителя, экологической безопасности, энергоемкости и др. При этом, наряду с системой государственных стандартов и сертификации будут поддерживаться добровольные схемы регулирования качества товаров и услуг, устанавливаемые и контролируемые «саморегулирующимися» организациями производителей и потребителей.
3.1.2.Направления развития инфраструктуры и сферы услуг
Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах.
К ним следует отнести:
- развитие транспортной сети, телекоммуникаций и связи;
- развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- программы энерго- и ресурсосбережения;
- информатизацию и развитие экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции;
Развитие транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры.
Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Должна быть решена задача обеспечения притока инвестиций в отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перекладываться на федеральный бюджет.
Энерго- и ресурсосбережение. Данная программа должна поддерживаться государством прежде всего:
- в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии – в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи, а также через отказ от искусственного сдерживания цен на энергоносители на внутреннем рынке;
- в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения.
Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов – поставщиков газа и электроэнергии.
Развитие сферы услуг. В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить:
- международные перевозки (включая транзит);
- иностранный туризм;
- услуги сферы культуры;
- высшее профессиональное образование;
- разработку программного обеспечения;
- консультационные и информационные услуги.
Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по “офф-шорному программированию” - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.
Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста.
Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев:
- создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих на рынке консалтинговых услуг;
- создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях.
Должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации.
|
|
|