![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последствия коррупции и меры по ее устранению.
Коррупция приводит к очень тяжелым последствиям для страны и для общества. Это проявляется: · в снижении конкурентоспособности страны на международной арене; · расширении теневой экономики, что приводит к прямым и косвенным потерям доходов государственного бюджета; · росте цен за счет издержек, связанных «платными услугами чиновников»; · разрушении конкуренции, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ, что подрывает рыночные отношения; · моральном разложении не только государственных служащих, но и работников аппарата управления крупных корпораций; · создании организованной преступности как устойчивом общественном явлении, ибо она может существовать лишь в связке с государственными органами; · усилении социальной дифференциации общества; · дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни общества; · нравственной деградации общества, проявляющейся в создании терпимого климата по отношению к ней; · создании так называемой «манипулятивной демократии», при которой внешнее сохранение демократических институтов сопровождается их полной подчиненностью воле узкого круга государственных чиновников и зачастую оплачивающих их. Этот, далеко не полный перечень отрицательных последствий доказывает, что общество не может и не должно мириться с ее существованием. В настоящее время в Республике Беларусь борьба с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией», вступившего в силу 29 января 2007 года. Для определения мер по искоренению коррупции необходимо выявить породившие ее причины. Прежде всего, это свойства эк. характера. К ним относятся разрешительная система, чрезмерная бюрократизация эк. отношений. То есть коррупция появляется там, где чиновники обладают правом принимать решения и распоряжаться имеющимися в их распоряжении ресурсами. Возможность положительного или отрицательного решения вопроса и создает питательную почву для коррупции. Мировой опыт свидетельствует, что при резком изменении фундаментальных условий жизни уровень коррупции практически всегда возрастает. Такая ситуация характерна для гос-в с переходной экономикой, когда старая система государственного контроля уже не действует, новая еще не сложилась, отсутствует отработанный механизм правовой ответственности. Простор для чиновничьего произвола предоставляет множество законов непрямого действия, слабость судебной системы. В такой ситуации складывается благоприятная обстановка для незаконного обогащения без особого риска. Способствует возникновению коррупции и неэффективная, громоздкая организационная структура гос. аппарата, большое число чиновников и их низкая заработная плата, явно не соответствующая квалификации и ответственности их работы; неопределенность служебных обязанностей и прав; отсутствие отработанного механизма отбора и карьерного роста чиновников Питательной почвой для коррупции является неэффективная организация системы гос. упр-я, что приводит к дефициту услуг гос-ва. А там, где дефицит – появляются очереди, которые и создают основу для коррумпированных действий чиновников. Кроме того, непрозрачность механизма принятия решений, особенно финансовых, дает возможность гос-ву скрыть от общества неэффективность своей работы, создает преграды для общественного контроля. Следует отметить не всегда эффект. работу правоохранительных органов. Это можно объяснить тем, что в них работает недостаточное количество специалистов, понимающих природу коррупции. Кроме того, правоохранит. система не в состоянии справиться с этой задачей только собственными силами: она должна быть приоритетной для всех звеньев аппарата упр-я и самих граждан. Можно выделить и причины внешнего порядка. Коррупция в определенной мере является инструментом проникновения на рынок междунар. бизнеса. В некоторых гос-вах выведены из-под налогообложения расходы на подкуп зарубежных чиновников. Их рассматривают как необходимые затраты на приобретение сырья и материалов. Наиболее уязвимыми в этом плане являются страны, находящиеся в стадии трансформации. Ослабление гос-ва при переходе к рынку объективно усиливает на него как давление международной преступности, так и действенность этого давления. Совершенно очевидно, что для искоренения коррупции, необходимо, прежде всего, устранить причины, ее породившие. Это: · укрепление и развитие добросовестной конкуренции, борьба не с самими монополиями, а лишь со злоупотреблениями с их стороны своим монопольным положением; · принятие нормативно-правовых документов, стимулирующих деловую и инвестиционную активность, включая совершенствование налоговой системы, существенное снижение видов деятельности, основанных на разрешительном принципе, и переход к регистрационной системе, прежде всего, для малого и среднего бизнеса. Надо отметить, что в нашей республике определенные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, до недавнего времени у нас насчитывалось 165 видов деятельности, подлежащих лицензированию, но по Декрету Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2003 года, их количество сокращено до 49; · принятие законов о коррупции, о лоббировании; совершенствование законодательства в части ответственности должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении государственной собственностью, бюджетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб обществу и государству; · формирование абсолютно независимой судебной системы, особенно от органов исполнит. власти; создание механизмов исполнения судебных решений, независимого контроля их качества. Важно, чтобы не только прокуратура, но и контрольно-счетные органы, депутаты, сами граждане имели право выступать с исками в защиту интересов общества и государства, в том числе о признании незаконными действий органов власти и их должностных лиц. · правоохранительные органы обязаны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим Уголовным законодательством; · реструктуризация аппарата гос. управления с отсечением ненужных звеньев. Каждый вопрос должен находиться в компетенции одного ведомства, но при этом не должно быть управленческого «вакуума», проблем, решение которых пущено на самотек. · адекватная заработная плата в сочетании с социальной защищенностью государственных служащих при жестком пресечении попыток получения любых дополнительных доходов. Таким образом, искоренению коррупции будет способствовать оздоровление общественной жизни в целом и государственного аппарата, в частности. 34. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов. Конфликты в сфере гос. упр-я по своей природе предст. собойодну из самых многочисленных разновидностей социально- политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и госструктур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Объектом конфликтов в сфере гос. упр-я является распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, соц.-эк., организационно- админ. и др. аспектов. Конфликты в сфере госуправления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов; организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Источники конфликтов в государственном управлении: · иерархичность структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления; · нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих; · отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице; отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах; · расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий; · технологии управленческой коммуникации, прежде всего недостаток или ошибочность информации или намеренное манипулирование ею. В сфере гос. упр-я можно выделить след. виды конфликтов: • конфликты между гос-вом и общ-вом (проблема легитимности); • конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной); • конфликты между гос-вом и отдельными институтами полит. системы (например, между государством и политической партией); • конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; • конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека); • внутриорганизационные конфликты. Основными путями разрешения конфликтов в сфере государственного управления являются: – вертикальное давление и неразрывно связанные с ним механизмы персональной ответственности гос. чиновников, реорганизации административной структуры и кадровых назначений; – совершенствование стиля деятельности госинститутов в рыночных условиях, рост организованности частного сектора (образование различного рода союзов и партий, активное влияние на законотворческий процесс, развитие навыков использования судебных инстанций, формирование определенного общественного климата); – наличие возможностей создания различного рода коалиций между частными и государственными сегментами общества для решения конкретных экономических, правовых и социальных задач; – доведение до сведения общественности не только информации о тех или иных решениях правительства, отдельных министерств, но также –информации о выгоде такого решения для страны в целом, конкретных групп и граждан; – более точная и предметная регламентация компетенции органов государства, возможность их разрешения судом; – разрешение разногласий между органами государственной власти с помощью согласительных процедур, используемых президентом; – урегулирование конфликтов в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. Роль конфликтов в сфере государственного управления: сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть трудности в управленческом процессе; способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.
|