![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое обеспечение государственного управления.
Правовое обеспечение гос. управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. В социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер. Правовое обеспечение гос. управления – это установление правил функционирования органов государственного управления. Основу правового обеспечения составляет нормативный аспект – разработка и юридическое закрепление (в актах государственных органов) норм поведения людей и ведение определенных общественно значимых дел. Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государственной властью, различают три основных элемента: гипотеза, диспозиция, санкция. Правовое регулирование – это требования гос-ва как властной силы общества в виде издаваемых юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата и необходимо для упорядоченной жизнедеятельности общества. Можно выделить несколько аспектов гос. и общественной реальности правового обеспечения государственного управления: • отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления; • отношение внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); • центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности; • волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем. В центре правового обеспечения государственного управления находится правовой статус государственного органа, который состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл. Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны. Во-вторых основным моментом правового статуса выступает компетенция государственного органа – юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа. В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования. Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм. Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться.
Рис. 8.1 Виды функций, выполняемых Конституцией
Формами правового обеспечения государственного управления выступают: • кодексы законов; • законы; • декреты, указы, директивы Президента; • постановления Совета Министров; • постановления министерств и госкомитетов; • решения территориальных органов исполнительной власти и другие нормативные правовые акты, определенные Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. 2007 г.).
|