![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институт президентуры. Полномочия Президента в системе государственного управления (на примере стран с различными формами правления).
Президент – это единоличный глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Сроки пребывания в должности различны. Обычно они составляют 4 - 7 лет. Институт президентства насчитывает более 200 лет. Его родиной считаются США, где в 1787 году Конституцией страны был установлен принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти. Оправдавший себя институт президентства в США способствовал его распространению и в других странах. Сегодня он используется в 143 странах. В мировом масштабе возникновение института президентства связано с объективной необходимостью создания сильной, дееспособной исполнительной власти, с поиском нового подхода к организации государственного управления. Порядок избрания президента зависит в основном от формы правления. В президентских и смешанных республиках, где президент обладает широкими властными полномочиями, выборы, как правило, прямые, по мажоритарной системе ( абсолютного большинства). Всенародно избирают президента во Франции, в большинстве стран Латинской Америки, Польше, России, Беларуси, Украине, Литве, Египте, Мексике и других странах. При прямом избрании президент несет ответственность перед избравшим его народом, а не перед парламентом и не каким-либо другим органом власти, что возвышает его над ними. В некоторых президентских республиках применяются и косвенные выборы (США, Аргентина). Президент, избранный косвенным образом, также независим от парламента и практически неподконтролен ему, как и при прямых выборах. В президентских республиках в руках президента сосредоточена значительная повседневная власть. Он является главой государства и главой исполнительной власти, ключевой фигурой в системе государственного управления. В парламентских республиках президент избирается парламентом либо самостоятельно (Турция, Израиль, Греция, Венгрия, Чехия и др.), либо с представителями местной законодательной власти (Италия, ФРГ, Индия) – так называемыми избирательными коллегиями. Его роль сводится, в основном, к представительским, церемониальным функциям. Сегодня институт президентства является одним из основных институтов государственной власти в странах с республиканской формой правления. По сравнению с другими институтами государственной власти и должностными лицами президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью. Он оказывает весьма значительное влияние на систему государственного управления, выступает ключевой фигурой во властных структурах государства, играет важную роль в общественно-политической жизни страны. Полномочия президентазакрепляются конституционно. Роль Президента Республики Беларусь в системе гос. управления. Статус, полномочия, процедурные вопросы. Для реализации своих функций През-т наделён соответствующими правами и обязанностями (полномочиями), круг которых определён Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции и ст.17 закона «О Президенте РБ» Президент: назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30.000 граждан от каждой области и г.Минска. Президент подписывает решения, принятые на республиканском референдуме; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя, членов Правления Нацбанка; назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. судов; причём имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц; назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причём эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время. Президент: имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, устанавливает их статус; назначает иных должностных лиц, должности которых определены законом, если это не противоречит Конституции РБ; решает вопросы о приёме гражданства, его прекращении и предоставлении убежища; устанавливает государственные праздники (праздничные дни), награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; осуществляет помилование осуждённых; участвует в международной жизни; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных гос - в; в случаях необходимости вводит на территории РБ чрезвычайное положение и вносит в трёхдневный срок принятое решение на утверждение Совета Республики; может в соответствии с законодательством отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на 3 месяца; подписывает законы; отменяет акты Правительства в случае необходимости; осуществляет контроль за органами местного управления и самоуправления; имеет право приостанавливать акты местных Советов депутатов и отменять акты распорядительных органов местных Советов в случае несоответствия их законодательству; формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ; является Главнокомандующим Вооруженными Силами; имеет право назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил; имеет право отдавать приказ о начале военных действий без объявления войны в ряде случаев, но обязан в течение 3 часов сообщить об этом в Совет Республики; в необходимых случаях вводит на территории РБ военное положение с объявлением полной или частичной мобилизации и внесением принятого решения в трёхдневный срок на утверждение в Совет Республики; имеет право запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан; может направлять в СМИ тексты для опубликования. Президенту предоставляется эфирное время на TV и радио. Президент обладает правом законодательной инициативы, может обращаться за заключениями в Конституционный Суд, осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции.
51. Администрация Президента Республики Беларусь: статус, структура, функции, порядок формирования. Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием. Глава Администрации осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный институт задач и функций. Главные задачи и функции Администрации Президента: · обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии; · координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии; · обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти; · организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента; · подготовка планов работы Президента и их реализация; · формирование единой системы учета руководящих работников госорганов, предприятий, учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства; · общее руководство вопросами повышения квалификации, совершенствованием системы аттестации и конкурсным отбором руководящих работников, формированием резерва управленческих кадров; · систематический анализ общественно-экономической и социально-политической ситуации в республике; · участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации; · обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики; · координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов; · организация приема граждан, рассмотрение их обращений и разработка мер по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы граждан; · осуществление контроля над учебными программами, аттестацией учебных заведений, работы Министерства образования по лицензированию и аккредитации этих учреждений. Администрация выполняет перечисленные, а также и другие функции по поручению Президента. Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом по представлению Главы Администрации. В Администрации функционирует коллегия, в состав которой входят Глава Администрации (председатель), его замы и другие работники. Численный и персональный состав утверждается Президентом. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию Администрации. Работники Администрации имеют право принимать участие в работе коллегий министерств и других государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина, министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию. 52. Консультативно-совещательные и иные органы при Президенте РБ (Совет Безопасности РБ, Управление делами Президента РБ, Национальный центр законодат-ва и правовых исследований РБ: основные напр-я деят-ти, функции, структура). Совет Безопасности былсоздан какорган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности. Совет Безопасности – это высший коллегиальный координационно-политический орган, который формирует военную политику РБ в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан. Главная задача Совета Безопасности – осуществление подготовки решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указами Президента. Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исп. власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. Управление делами Президента Республики Беларусь было создано в целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти. Управление делами является республиканским органом государственного управления и подчинено непосредственно Президенту. В структуру входит Департамент по гуманитарной деятельности. Основные задачи Управления делами: · финансовое, материально-техническое, социально-бытовое, мед. обеспечение деятельности гос. органов, непосредственно подчиненных Президенту и иных гос. органов и организаций, определенных Главой гос-ва; · организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь; · создание условий для отдыха и оздоровления работников государственных органов; · формирование жилищного фонда, обеспечению по решению Президента жилыми помещениями работников государственных органов и другие. Управление делами Президента Республики Беларусь вправе контролировать соблюдение финансового, трудового и иного законодательства в деятельности подчиненных организаций, создавать комиссии, советы, экспертные группы и другие. Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ (далее – Центр) является научно-практическим гос. учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в РБ, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации. Основными функциями Центра являются: § разработка концепций совершенствования законодательства, ежегодных планов подготовки законопроектов, концепций проектов законов, внесение их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента РБ, осуществление контроля за реализацией планов подготовки законопроектов; § осущ-е организационно-методолог. обеспечения подготовки проектов законодат. актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов; § непосредственная разработка проектов законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр; § принятие мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента РБ, международными договорами РБ; § проведение обязательной юридической экспертизы проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания РБ, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания РБ; § разработка приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права, включая фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы, направленные на увеличение объема знаний в области права и повышение эффективности использования этих знаний, в том числе с целью обеспечения нормотворческой деятельности; § содействие развитию юридической науки, внесение соответствующим организациям предложений по тематике исследований в области права; § разработка рекомендаций по использованию результатов научных исследований и содействие их практическому внедрению; § взаимодействие с государственными органами, научными организациями, другими юридическими, а также физическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств, с международными организациями и межгосударственными образованиями по вопросам, входящим в компетенцию Центра и др. Руководителем Центра является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РБ по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь. В структуру Центра в качестве его структурного подразделения входит Институт правовых исследований без прав юридического лица. Институт правовых исследований возглавляет заместитель директора Центра – руководитель Института. Положение об Институте правовых исследований утверждается директором Центра по согласованию с Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Для обеспечения отдельных функций Центра в сфере научной деятельности в нем создается ученый совет. Директор Центра, его заместитель – руководитель Института правовых исследований и ученый секретарь входят в состав ученого совета по должности. В состав ученого совета могут входить специалисты, ученые в области права, не работающие в Центре. 53. Институт законодательной власти: сущность, порядок формирования, полномочия, руководящие органы (на примере стран с разными формами правления). Законодательная власть является ветвью государственной власти, деятельность которой связана с принятием законов и других правовых актов. Онаобеспечивает формирование правового фундамента, который нормативно регулирует общественные отношения и процессы. В современных демократических государствах в законотворческом процессе участвуют глава государства, парламент, правительство и другие субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, но основным субъектом законодательной власти является парламент, который наделяется определенными полномочиями, предопределяемыми формой государственного устройства и правления. В мировом масштабе родиной современного парламента считается Англия (ХIII в.). В России первым учреждением парламентского типа явилась Государственная дума (1905 г.). Парламент – это высший выборный государственный законодательный орган власти, осуществляющий представительство населения. Его легитимность обеспечивается общенародным избранием. Парламент выступает одним из главных центров выработки государственной политики, которая находит свое отражение в принимаемых им законах. К общим функциям парламента относятся: · принятие законов государства – законодательная функция; · выражение общественных интересов – представительная функция; · контрольная функция, означающая контроль над исполнением законов органами государственной власти. Объем компетенций парламента определяется совокупностью его полномочий и функций. В странах с парламентарными формами правления одной из важнейших функций парламента является формирование правительства и контроль за его деятельностью. Парламент может иметь различную структуру – иметь одну, две или даже три палаты. Именно от структуры парламента зависит порядок его формирования. В большинстве стран парламент имеет две палаты – верхнюю, члены которой либо избираются и назначаются, и нижнюю, члены которой только избираются. По характеру ведения парламентского процесса можно выделить парламенты, работающие в режиме политических дискуссий между правящим большинством и оппозицией; и парламенты, имеющие высокопрофессиональный аппарат, представленный через систему постоянно действующих специализированных комитетов и комиссий. Примером парламента первого типа является парламент Великобритании, второго – Конгресс США. Профессиональную деятельность палат парламента обеспечивает аппарат парламента, который выполняет научно-аналитическую, организационную и техническую работу.
|