Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система государственных органов и их виды.
В настоящее время нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления, к которым можно отнести: · порядок образования органов управления (избираемые и образуемые); · территориальный масштаб компетенции · характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления); · порядок разрешения вопросов компетенции По порядку образования систему гос. органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на нац., региональном и местном уровнях. Подсистема А нац. уровня образуется на основе конституции страны. Фактически – это полит. организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития. К гос. органам подсистемы А нац. уровня относятся: · глава государства; · представительные и законодательные органы; · правительство; · судебные органы: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; · органы специального назначения. В федеративных государствах органы регионального и местного уровня создаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. Это представительные законодательные органы, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы). В унитарныхгосударствах органы подсистемы А местного уровня формируются на основе общей конституции. В Республике Беларусь - это Советы депутатов областного, базового и первичного уровней. Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А: указов президента, постановлений правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия. Их правовой статус определяется тем, что: · они осуществляют свою деятельность на основе конституции и принятых в соответствии с ней законов; · в процессе реализации своих полномочий они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера; · все они подотчетны и подконтрольны органам государственной власти; · каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему органу. К государственным органам подсистемы Б относятся: · аппарат главы государства (Администрация Президента, Совет безопасности, Управление делами и др.) · аппарат парламента; · аппарат правительства; · министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти; · аппарат судов, Генеральной прокуратуры. В федеративных государствах выделяют: · на региональном уровне: - органы управления субъектами федерации; - подразделения федеральных органов власти, их территориальные структуры. · на местном уровне – аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления. Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов. С учетом территориального масштаба органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. Исполнительная деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные – действуют в пределах административно-территориальных единиц. По характеру компетенции выделяют: · органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительство, региональная и муниципальная администрация). Они несут ответственность за положение дел в государстве, административно-территориальных единицах, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности; · органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, напр., Министерство связи; · органы межотраслевой компетенции – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение. По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяются две группы органов – коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение. Единоначальные органы – это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Однако в единоначальных органах исп. власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы упр-я отраслью, сферой и т. д. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа. По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом: · бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые из бюджета; · осуществляющие хозяйственную, коммерческую деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.
|