Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Толкование Конституции и другие способы её реализации.
Официальное толкование норм конституционного права дается уполномоченными на то государственными органами. Оно формулируется в специальных актах. Толкование – это деятельность, направленная на уяснение смысла закона, его содержания для правильного понимания и применения. Конституция Беларуси закрепляет полномочие Парламента давать толкование Конституции, законов (п.1 ст.97, п.1 ст.98). Такое толкование называется аутентичным (толкование органом, принявшим акт или иным уполномоченным органом). Толкование Конституции дается Парламентом в форме конституционного закона. Конституционный Суд осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, необходимость которого может быть вызвана спором. По результатам такого толкования дается заключение. Приемы толкования норм права - это методы подхода к их исследованию, способы с помощью которых мысль интерпретатора углубляется в содержание правовой нормы. Любое лицо или орган имеют возможность разъяснять закон или иной нормативный акт, но юридические последствия такого разъяснения бывают различны. В зависимости от последствий, к которым приводит разъяснение нормативных актов, можно выделить два основные вида толкования. Официальное толкование, носящее обязательный для исполнения характер. Оно дается специально уполномоченными на то компетентными органами и формально связывает исполнителей толкуемой нормы. И неофициальное толкование, оно не носит формально обязательного характера, и сила разъяснения, даваемого при этом виде толкования, заключается только лишь в его убедительности и правильности. Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование. Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом обязательное для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Официальное нормативное толкование можно разделить на два вида: аутентичное толкование, т.е. официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму, и легальное толкование, осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснение. Толкование Конституции может осуществляться либо законодательной либо исполнительной властью. Официальное нормативное толкование Конституции Республики Беларусь осуществляет Палата Представителей, однако помимо официального осуществляется и неофициальное (уяснение смысла Конституции в процессе применения). Нас в данном случае интересует деятельность Конституционного Суда, который хотя и не обладает полномочиями официального толкования, но в процессе правоприменительной деятельности обращается к толкованию Конституции. Причем смысл конституционной нормы, использовавшийся судом во время принятия решения может расходиться с тем смыслом, который изложен в официальном толковании, данным Палатой Представителей. Происходит коллизия между двумя ветвями власти, в то же время решение Конституционного Суда обязательно к исполнению. Для Республики Беларусь наиболее приемлемым решением будет поручить официальное толкование Конституции Конституционному Суду. Официальное толкование Конституции, осуществляемое президентом, парламентом, правительством и подобными им органами, именуется иногда политическим, ибо указанные органы осуществляют политическую деятельность. Они избираются на определенный отрезок времени, очередные или внеочередные выборы могут полностью изменить их политический состав и привести к изменению проводимой ими политики. Поэтому осуществляемое ими толкование приноровлено к текущим задачам и, следовательно, по содержанию своему нестабильно. Политическое толкование типично для социалистических конституций. 9. Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя РБ. Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву. Признаки конституционного строя: 1) верховенство закона (права над государством) 2) разделение властей 3) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права 4) эффективные механизмы реализации и защиты прав человека Элементы конституционного строя: 1) политическая система 2) экономическая система 3) социальная структура общества. В РБ взаимоотношения между социальными национальными общностями строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов, а также с учетом других принципов и норм международного права. 4) Внешняя политика. Она строится на основе приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, а именно: равенства государств; нерушимости границ; неприменения силы, как средства достижения государственной власти; невмешательства во внутренние дела других государств и т.д. 5) Защита государства. Согласно ст.57 конституции защита государства является обязанностью и священным долгом гражданина РБ, кроме конституции данный элемент находит свое отражение в следующих НПА: Закон «об обороне»; Закон «о всеобщей воинской обязанности и военной службе»; Закон «о государственной границе»; Закон «о статусе военнослужащего» Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства. Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел " Основы конституционного строя". Уже сам факт начала текста Конституции с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении. Что же представляет собой конституционный строй? Под конституционным строем понимают такой общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты): 1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное); 2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.); 3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании; 4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности; 5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских; 6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти. Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты. Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом. В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь. Все изложенное позволяет сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь не только провозглашает, но и всем своим содержанием гарантирует реальное осуществление важнейшего конституционного установления, которое гласит: " Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества государства" (ст. 2). Здесь проявляется не только содержательно-смысловое, но и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции Республики Беларусь и идеологии белорусского государства. Тем самым создается широкий и прочный конституционно-правовой фундамент для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах и направленной на реальное созидание стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности.
|