Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и элементы политической системы общества.






Политическая система – это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества.

Политическая система проявляется в суверенитете, а он выступает в 3 формах: 1) государственный суверенитет; 2) Национальный суверенитет; 3) народный суверенитет

Элементы политической системы:

1) правовое государство – основной элемент политической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы политической системы

2) госорганы и должностные лица – основа политической системы, т.к. благодаря своим государственно-властным полномочиям они определяют направление внутренней и внешней политики и обеспечивают их реализацию. У них есть право издавать властные предписания лицам, не находящимся в их прямом подчинении

3) политические партии и общественные организации

Общественные организации –это добровольные объединения людей с общими социальными интересами

Политическая партия – добровольное объединение людей, преследующих общие политические цели. Правовое положение политической партии и общественной организации регулируется законом о политических партиях, законом об общественных организациях и другими НПА. Политические партии не финансируются за счет государства, политические партии не имею права заниматься предпринимательской деятельностью, кроме распространения своих программ и своей символики. Политические партии создаются по территориальному принципу, т.е. на территории РБ осуществляют деятельность только партии РБ. Основная роль политической партии в политической системе сводиться к участию в выборах, а именно:

· полит. партии из своих рядов выдвигают кандидата на выборные должности

· работают в составе избирательных комиссий

· представители полит. партий наблюдают за ходом и итогом выборов

Членами политических партий не могут быть госслужащие, лицо, избранное на пост президента приостанавливает свое членство в политической партии.

4) трудовые коллективы. Их участие сводиться к тому, что путем вложения своих трудовых ресурсов они обеспечивают развитие государства и этим влияют на политическую систему. От трудовых коллективов могут выдвигаться кандидаты на выборные должности, а также представители трудовых коллективов могут обеспечивать наблюдение за ходом и итогами выборов.

5) Народ. Его роль в политической системе сводиться к тому, что путем отдачи своего голоса за или против конкретного кандидата на выборах, решениях референдума, народ влияет на формирование выборных госорганов и должностных лиц и на принятие государством важных решений на референдумах.

11.Понятие и характеристики экономической системы. Конституционное закрепление форм собственности.

Экономическая система – это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства.

Элементы экономической системы:

1)​ хозяйство – основной элемент экономической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы экономической системы

2)​ общественное производство – оно является рычагом для создания материальных благ, а в частности для производства общественного продукта

3)​ общественный продукт – является результатом общественного производства

Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

собственность – является основой экономической системы, поскольку деятельность всех элементов экономической системы в совокупности направлено на формирование собственности и равные условия экономической жизни.

Часть 1 ст.13 Конституции РБ устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает РБ (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.

Конституция РБ закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.

В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции РБ недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конституции РБ).

Конституция РБ закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конституции РБ)

12.Конституционные основы социальной политики государства. Государственные языки Республики Беларусь.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона

Государственные языки русский и белорусский. (референдум 14 мая 1995 года).

Первоначально государственным языком, согласно Закону от 26 января 1990 года был признан только белорусский язык, на котором в обязательном порядке должны были публиковаться нормативные акты и другие официальные материалы, вестись работа во всех государственных органах, осуществляться официальное делопроизводство. В результате проведенного в мае 1995 года республиканского референдума решением большинства граждан Республики Беларусь, принимавших участие в голосовании, русский язык по своему статусу был приравнен к белорусскому. Такой же статус русского языка закреплен и в Конституции Республики Беларусь (ст. 17). Отметим также, что по Закону «О языках в Белорусской ССР» от 1990 года русский язык мог использоваться в качестве языка межнационального общения. Руководители, другие работники государственных учреждений, общественных организаций должны были владеть как белорусским, так и русским языком в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей. Граждане Республики Беларусь могли подавать на рассмотрение документы как на белорусском, так и на русском языке.

 

13.Понятие и признаки государственного суверенитета. Декларация о государственном суверенитете РБ.

Суверенитет государства — это неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами. Суверенитет государства происходит из суверенитета народа.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти и независимости. Суверенитет РБ проявляется в следующем:

— РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. суверенитет распространяется на всю территорию Беларуси;

— самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;

— защищает свою независимость и территориальную целостность.

Признаки суверенитета. Условно их можно разделить на экономические, политические, социальные, духовно идеологические, правовые.

1. Территориальное верховенство и целостность территории

2. Верховенство законов Республики Беларусь на территории страны. 3. Наличие собственной республиканской экономической базы.

4. Политические гарантии.

5. Наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы.

7. Наличие собственного спектра прав и ценностей, определенных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь.

8. Наличие возможности предоставления убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (без автоматического предоставления гражданства).

9. Дипломатические гарантии:

- наличие собственных дипломатических представительств, консульств;

- республиканское представительство в международных организациях Республики Беларусь;

- право заключать международные соглашения с зарубежными странами.

10. Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов духовного развития белоруской нации, других национальных общностей республики, в создании собственностей системы информации, образования, воспитания.

11. Республика Беларусь имеет суверенное право определить порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории Республики Беларусь без ее согласия.

12. Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход их них.

13. Наличие в Республике Беларусь своих наград:

-ордена «Честь Отечество»-3степени, Франциска Скорины «Воинской славы» (для военнослужащих)- 3 степеней;

- государственная премия

14. Наличие собственной символики-флага, гимна, герба.

16. Наличие Государственного языка и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал