Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
Основную массу материальных благ, используемых для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы. Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через разнообразные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия. Каналы реализации могут быть разнообразными:
- юридические лица, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
- юридические лица, осуществляющие торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.); - физические лица, осуществляющие продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.[1]
В оборот розничной торговли включаются: а) стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение; б) стоимость товаров, отправленных покупателям по почте, с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); в) полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям); г) стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); д) полная стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам; е) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (топливо и т.п.); ж) стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки); з) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; и) стоимость проданной порожней тары.[2] Не включаются в оборот розничной торговли: а) стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; б) стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи; в) стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям.[3] Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи. Оборот розничной торговли при анализе можно классифицировать следующим образом (рис.1.1)[4] Рис.1.1. Классификация оборота розничной торговли [F2] Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.[5] На уровне предприятия, в условиях современной экономики товарооборот остается одним из главных показателей его деятельности. Объем товарооборота - один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.[6] Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания. Основными задачами розничного товарооборота являются: · проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, · удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, · освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; · определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; · установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов; · изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; · комплексная оценка торговой деятельности предприятия; · оценка выполнения плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности; · выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли; · разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.[7] Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров, а также может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов.
Выделяют следующие модели стратегического регулирования розничного товарооборота: Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии: , (1) - индекс роста объема товарооборота; - индекс роста суммы товарных запасов; - индекс роста объема спроса населения. Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии: , (2) - индекс роста фонда оплаты труда; - индекс роста численности работников. или: , (3) где: - индекс роста производительности труда одного работника; - индекс роста средней заработной платы одного работник.[8]
|