Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия






Анализ розничного товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и определения рен­табельности организации и ее финансового состояния. От полно­ты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о ра­боте зависит точность, экономическая обоснованность последу­ющих прогнозных расчетов.

Объем продажи то­варов влияет почти на все количественные и качественные пока­затели деятельности торговой организации. Так, увеличение объ­ема розничного товарооборота способствует снижению уровня издержек обращения, росту прибыли, устойчивости финансового состояния торговой организации.[9]

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.2.)[10].

 

Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов
   
Анализ динамики общего объема товарооборота
   
Анализ товарно-групповой структуры товарооборота
   
Анализ состава товарооборота по его определенным видам
   
Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров
   
Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота
   
Анализ запаса финансовой прочности предприятия

 

Рис. 1.2. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия [F3]

1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

При оценке выполнения прогнозируемого объема рознично­го товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый период. Сниже­ние или рост цен на реализуемые товары существенно влияет на размер розничного товарооборота и искажает показатель реаль­ного выполнения прогнозируемого объема продаж. Следователь­но, если в течение анализируемого периода изменились рознич­ные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

 

2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года). Изучение дина­мики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации, об­щей тенденции развития товарооборота города, области, страны.

При анализе динамики товарооборота осуществляется срав­нение его размера в отчетном периоде с прошлым (базисным) пе­риодом. Выбор базы для сравнения определяется конкретными задачами анализа. В результате сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, среднегодовой темп роста.

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчи­тывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

, (4)

- объем товарооборота в сопоставимых ценах;

- объем товарооборота в фактических ценах;

- индекс изменения цен.

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объе­ма товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изме­нения товарооборота:

, (5)

-индекс изменения объема товарооборота;

-индекс изменения цен;

-индекс изменения физического объема товарооборота.

 

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере раз­витие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изме­нения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых то­варов.[11]

3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия.

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

Для характеристики изменения струк­туры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсо­лютных структурных сдвигов:

 

, (6)

где:

- коэффициент абсолютных структурных сдвигов това­рооборота;

-удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товаро­оборота (%) в отчетном периоде;

— удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товаро­оборота в предшествующем периоде (%);

n — количество товарных групп.[12]

4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли. Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.[13]

5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):

 

(7)

 

(8)

где:

- товарооборота за i-ый период;

- средний объем товарооборотов за n периодов;

- количество периодов исследования (месяцев, кварталов).[14]

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом – анализа розничного товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру.

Представленная на рисунке 1.3.[15] классифи­кация факторов, влияющих на товарооборот, делит их на внеш­ние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зави­сящие от деятельности торговой организации).

Анализ внешних факторов осуществляется путем изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитывают­ся состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и возможные изменения в результате государственного регули­рования.

Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказыва­ющие влияние на спрос и предложение товаров.


Рис. 1.3. Классифи­кация факторов, оказывающих влияние на товарооборот [F4]

 


Инфляция ока­зывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура роз­ничного товарооборота, т. е. снижается доля высококачествен­ных товаров.

Практически такое же влияние на объем рознично­го товарооборота оказывает снижение денежных доходов населе­ния.

Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, улучшению структуры товарооборота: уве­личению удельного веса в объеме продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д.

К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производ­ства сельскохозяйственной продукции и т.д.

Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на объем розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стране и ее экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, по­нижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры.

Неправильная денежно-кредитная политика (изъятие излиш­них или предоставление дополнительных денежных средств - политика воздействия на предложение денежной массы: управ­ление как денежными, так и кредитными операциями) наряду с другими негативными процессами может привести к инфляции и социальной напряженности в обществе, что, в конечном итоге, окажет влияние на товарооборот.

Дестабилизация национальной валюты, ее девальвация при­водят к сокращению импорта, росту экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объеме и структуре продаж.

Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосред­ственно связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные с:

1) товарным обеспечением;

2) численностью работников, организацией и производитель­ностью труда;

3) состоянием и использованием внеоборотных активов.[16]

Основной фактор успешного развития товарооборота - обеспе­ченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рацио­нальное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния то­варных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

, (9)

где:

-объем розничного товарооборота;

-запасы товаров на начало периода;

-поступление товаров;

-выбытие товаров;

-запасы товаров на конец периода.[17]

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, мож­но определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Также серьезное влияние на объем розничного товарооборота ока­зывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурса­ми и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:

 

, (10)

где:

- объем розничного товарооборота, руб.;

- среднесписочная численность работников, чел.;

-производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить вли­яние данных показателей на изменение объема товарооборота:

 

, (11)

 

где:

- изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

- изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

- производительность труда одного работника с предшест­вующим годом, руб.;

изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.[18]

, (12)

где:

- изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;

- среднесписочная численность работников в предшествую­щем году, чел.[19]

Большое влияние на динамику розничного товарооборота ока­зывают состояние, развитие и эффективность использования ос­новных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

, (13)

где:

- объем розничного товарооборота, руб.;

- площадь торгового зала предприятия, м2;

- коэффициент сменности работы предприятия:

- количество дней работы предприятия;

- товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.[20]

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года, на данные отчетного года, и вычитая из по­лученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффектив­ностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называет­ся методом цепной подстановки.

Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этапом – исследованием запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия и запас финансовой прочности. Их значения рассчитываются так:

 

ПБто= Тф – Тб/з, (14)

 

, (15)

где:

ПБто - порог безопасности предприятия;

ЗФПто - запас финансовой прочности;

Тф - фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.[21] Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансирования.

1.3. Анализ развития розничной торговли в России [F5]

[F6]

 

 


Глава 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Интерьер-холл»

2.1. Общая характеристика ООО «Интерьер-холл»

Миссия компании ООО «Интерьер-холл»: «Мы призваны создать крупную и значимую общероссийскую компанию по производству и продаже мебели, гордящуюся своими принципами и традициями. Мы нацелены на улучшение труда и жизни людей. Мы привержены интересам каждого клиента и стараемся создать комфортные условия сотрудничества с любым клиентом».[F7]

Фирма была основана в 2004 году, с целью занять лидирующие позиции на рынке мебели Санкт – Петербурга[F8]. В течение уже 8 лет компания придерживается своих первоначальных целей, и каждый день ставит перед собой новые амбициозные задачи.[F9] На данный момент является лидером рынка мебели города Санкт – Петербург в классе люкс, необходимо уточнить что данный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, среди основных фирм конкурентов можно выделить: «Апит», «Ангелина», «Рио Мебель», «Бультхауп», «Евродомус», «Рим», «Окания», «Ригонда» и другие.

Изначально ООО «Интерьер-холл» специализировался на поставках и продаже итальянской мебели. В этом направлении фирма развивала и продолжает развивать стратегические партнерские отношения с крупнейшим мебельным концерном «Томазелла». Кроме этого налажено сотрудничество с более чем 250 лучшими мебельными фабриками Италии.

Продавая товар, компания ориентируется на обеспеченного потребителя, в основном из верхнего слоя среднего класса и высшего класса с ежемесячными доходами от 80 000 руб. на человека в семье.

Товар, который предлагает ООО «Интерьер-холл» среди всей представленной на рынке продукции как нельзя лучше[F10] соответствует предпочтениям потребителя. Массовая и дешевая продукция, которая производится в России и ближнем зарубежье, не удовлетворяет требовательного покупателя, который способен платить большие деньги за высокое качество.[F11] Поэтому, вся мебель, которую продает ООО «Интерьер-холл» можно разделить на две части: мебель высокого качества – для среднего класса и премиум-класса – для высшего.

Уже с момента своего появления[F12], компания, поставляла мебель для дома и офиса, зарабатывая себе репутацию фирмы с высоким сервисом.

Основная цель фирмы – установление контроля над мебельным рынком и превращение фирмы в общероссийскую компанию.

Основные задачи деятельности фирмы: [F13]

• Экономическая – увеличение доходов от продаж

• Социальная – гармоничное развитие личности на основе прогрессивных систем взаимоотношений в фирме и за ее пределами

• Идеологическая – формирование в фирме и пропаганда за ее пределами системы ценностей, основанной на патриотизме, преданности делу, высокой культуры работы, высоком качестве жизни и труда

• Технико-технологическая – развитие бизнес процесса

• Организационная – совершенствование организационной структуры для органичного сочетания процессов стабильного функционирования и динамичного развития фирмы.

 

Общие стратегические принципы деятельности фирмы: [F14]

1. Формирование и пропаганда позиции, в основе которой лежит уверенность в победе.

2. Формирование внутренней культуры фирмы, приверженности ценностям корпоративной идеологии, патриотизма и преданности делу компании. Определенная и четко выраженная гражданская позиция.

3. Формирование в обществе позитивного отношения к фирме (на основании пропаганды ее миссии, целей ее деятельности и принятой системы базовых ценностей).

4. Целенаправленное осуществление идеи непрерывного совершенствования и развития.

5. Пропаганда и реализация принципа бережливости, усердия и трудолюбия, умения сосредоточиться на достижении цели.

6. Пропаганда в фирме принципа справедливого вознаграждения по вкладу в общее дело (по заслугам) и последовательная реализация этого принципа в эффективных системах стимулирования труда.

7. Формирование заинтересованности каждого сотрудника фирмы в увеличении продаж мебели и качественного обслуживания клиентов.

8. Безусловная ориентация на потребности покупателя.

9. Вера в честь, достоинство, терпение, личную ответственность и верность данному слову как в доминирующие мотивы человеческой деятельности.

Таким образом, ООО «Интерьер-холл» занимает уверенное положение на рынке, [F15] имеет дело с большой сетью надежных поставщиков, что обеспечивает ритмичность его работы, реализует продукцию, которая пользуется спросом на рынке. Клиентура и каналы сбыта, диверсифицированы, что позволяет избежать серьезных потерь. Управление фирмой грамотное и квалифицированное.

Компания ставит перед собой цель увеличения своей доли рынка, поэтому можно говорить о будущем долгосрочном пребывании в числе лидеров рынка.

2.2. Анализ ресурсного потенциала и эффективности хозяственной деятельности ООО " Интерьер-Холл"

 

Анализ финансового состояния предприятия включает[F16] анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности оцениваемой фирмы за прошедшие периоды в целях выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей. Финансовый анализ раскрывает истинное положение предприятия и степень финансовых рисков.

Анализ финансового состояния предприятия включал [F17] изучение годовых и квартальных финансовых отчетов (балансов и отчетов о финансовых результатах) за 2009 – 2011 гг., проведение корректировки их некоторых статей, расчет ряда финансово-экономических показателей.

[F18] На основании таблицы 2.1. и данных о товарообороте за рассматриваемый период произведем анализ обеспеченности предприятия ресурсами.

- Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами характеризует показатель трудоемкости, который рассчитывается по формуле:

, (16)

где:

- трудоемкость товарооборота в расчете на 10000 рублей товарооборота (чел./ руб.);

- среднесписочная численность работников (чел.)

- розничный товарооборот (руб.).[22]

Таблица 2.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал