Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия
Анализ розничного товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и определения рентабельности организации и ее финансового состояния. От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов. Объем продажи товаров влияет почти на все количественные и качественные показатели деятельности торговой организации. Так, увеличение объема розничного товарооборота способствует снижению уровня издержек обращения, росту прибыли, устойчивости финансового состояния торговой организации.[9] Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.2.)[10].
Рис. 1.2. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия [F3] 1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота. При оценке выполнения прогнозируемого объема розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый период. Снижение или рост цен на реализуемые товары существенно влияет на размер розничного товарооборота и искажает показатель реального выполнения прогнозируемого объема продаж. Следовательно, если в течение анализируемого периода изменились розничные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года). Изучение динамики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации, общей тенденции развития товарооборота города, области, страны. При анализе динамики товарооборота осуществляется сравнение его размера в отчетном периоде с прошлым (базисным) периодом. Выбор базы для сравнения определяется конкретными задачами анализа. В результате сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, среднегодовой темп роста. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года: , (4) - объем товарооборота в сопоставимых ценах; - объем товарооборота в фактических ценах; - индекс изменения цен. В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота: , (5) -индекс изменения объема товарооборота; -индекс изменения цен; -индекс изменения физического объема товарооборота.
Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.[11] 3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров). На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:
, (6) где: - коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота; -удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде; — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%); n — количество товарных групп.[12] 4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли. Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.[13] 5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают. Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):
(7)
(8) где: - товарооборота за i-ый период; - средний объем товарооборотов за n периодов; - количество периодов исследования (месяцев, кварталов).[14] Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии. 6 этапом – анализа розничного товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. Представленная на рисунке 1.3.[15] классификация факторов, влияющих на товарооборот, делит их на внешние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зависящие от деятельности торговой организации). Анализ внешних факторов осуществляется путем изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитываются состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и возможные изменения в результате государственного регулирования. Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров. Рис. 1.3. Классификация факторов, оказывающих влияние на товарооборот [F4]
Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота, т. е. снижается доля высококачественных товаров. Практически такое же влияние на объем розничного товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объеме продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д. К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производства сельскохозяйственной продукции и т.д. Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на объем розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стране и ее экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, понижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры. Неправильная денежно-кредитная политика (изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств - политика воздействия на предложение денежной массы: управление как денежными, так и кредитными операциями) наряду с другими негативными процессами может привести к инфляции и социальной напряженности в обществе, что, в конечном итоге, окажет влияние на товарооборот. Дестабилизация национальной валюты, ее девальвация приводят к сокращению импорта, росту экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объеме и структуре продаж. Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные с: 1) товарным обеспечением; 2) численностью работников, организацией и производительностью труда; 3) состоянием и использованием внеоборотных активов.[16] Основной фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой: , (9) где: -объем розничного товарооборота; -запасы товаров на начало периода; -поступление товаров; -выбытие товаров; -запасы товаров на конец периода.[17] Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Также серьезное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:
, (10) где: - объем розничного товарооборота, руб.; - среднесписочная численность работников, чел.; -производительность труда одного работника, руб. Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:
, (11)
где: - изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.; - изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.; - производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.; изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.[18] , (12) где: - изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.; - среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.[19] Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле: , (13) где: - объем розничного товарооборота, руб.; - площадь торгового зала предприятия, м2; - коэффициент сменности работы предприятия: - количество дней работы предприятия; - товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.[20] Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года, на данные отчетного года, и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки. Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этапом – исследованием запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности». Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия и запас финансовой прочности. Их значения рассчитываются так:
ПБто= Тф – Тб/з, (14)
, (15) где: ПБто - порог безопасности предприятия; ЗФПто - запас финансовой прочности; Тф - фактический объем товарооборота предприятием; Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.[21] Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансирования. 1.3. Анализ развития розничной торговли в России [F5] [F6]
Глава 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Интерьер-холл» 2.1. Общая характеристика ООО «Интерьер-холл» Миссия компании ООО «Интерьер-холл»: «Мы призваны создать крупную и значимую общероссийскую компанию по производству и продаже мебели, гордящуюся своими принципами и традициями. Мы нацелены на улучшение труда и жизни людей. Мы привержены интересам каждого клиента и стараемся создать комфортные условия сотрудничества с любым клиентом».[F7] Фирма была основана в 2004 году, с целью занять лидирующие позиции на рынке мебели Санкт – Петербурга[F8]. В течение уже 8 лет компания придерживается своих первоначальных целей, и каждый день ставит перед собой новые амбициозные задачи.[F9] На данный момент является лидером рынка мебели города Санкт – Петербург в классе люкс, необходимо уточнить что данный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, среди основных фирм конкурентов можно выделить: «Апит», «Ангелина», «Рио Мебель», «Бультхауп», «Евродомус», «Рим», «Окания», «Ригонда» и другие. Изначально ООО «Интерьер-холл» специализировался на поставках и продаже итальянской мебели. В этом направлении фирма развивала и продолжает развивать стратегические партнерские отношения с крупнейшим мебельным концерном «Томазелла». Кроме этого налажено сотрудничество с более чем 250 лучшими мебельными фабриками Италии. Продавая товар, компания ориентируется на обеспеченного потребителя, в основном из верхнего слоя среднего класса и высшего класса с ежемесячными доходами от 80 000 руб. на человека в семье. Товар, который предлагает ООО «Интерьер-холл» среди всей представленной на рынке продукции как нельзя лучше[F10] соответствует предпочтениям потребителя. Массовая и дешевая продукция, которая производится в России и ближнем зарубежье, не удовлетворяет требовательного покупателя, который способен платить большие деньги за высокое качество.[F11] Поэтому, вся мебель, которую продает ООО «Интерьер-холл» можно разделить на две части: мебель высокого качества – для среднего класса и премиум-класса – для высшего. Уже с момента своего появления[F12], компания, поставляла мебель для дома и офиса, зарабатывая себе репутацию фирмы с высоким сервисом. Основная цель фирмы – установление контроля над мебельным рынком и превращение фирмы в общероссийскую компанию. Основные задачи деятельности фирмы: [F13] • Экономическая – увеличение доходов от продаж • Социальная – гармоничное развитие личности на основе прогрессивных систем взаимоотношений в фирме и за ее пределами • Идеологическая – формирование в фирме и пропаганда за ее пределами системы ценностей, основанной на патриотизме, преданности делу, высокой культуры работы, высоком качестве жизни и труда • Технико-технологическая – развитие бизнес процесса • Организационная – совершенствование организационной структуры для органичного сочетания процессов стабильного функционирования и динамичного развития фирмы.
Общие стратегические принципы деятельности фирмы: [F14] 1. Формирование и пропаганда позиции, в основе которой лежит уверенность в победе. 2. Формирование внутренней культуры фирмы, приверженности ценностям корпоративной идеологии, патриотизма и преданности делу компании. Определенная и четко выраженная гражданская позиция. 3. Формирование в обществе позитивного отношения к фирме (на основании пропаганды ее миссии, целей ее деятельности и принятой системы базовых ценностей). 4. Целенаправленное осуществление идеи непрерывного совершенствования и развития. 5. Пропаганда и реализация принципа бережливости, усердия и трудолюбия, умения сосредоточиться на достижении цели. 6. Пропаганда в фирме принципа справедливого вознаграждения по вкладу в общее дело (по заслугам) и последовательная реализация этого принципа в эффективных системах стимулирования труда. 7. Формирование заинтересованности каждого сотрудника фирмы в увеличении продаж мебели и качественного обслуживания клиентов. 8. Безусловная ориентация на потребности покупателя. 9. Вера в честь, достоинство, терпение, личную ответственность и верность данному слову как в доминирующие мотивы человеческой деятельности. Таким образом, ООО «Интерьер-холл» занимает уверенное положение на рынке, [F15] имеет дело с большой сетью надежных поставщиков, что обеспечивает ритмичность его работы, реализует продукцию, которая пользуется спросом на рынке. Клиентура и каналы сбыта, диверсифицированы, что позволяет избежать серьезных потерь. Управление фирмой грамотное и квалифицированное. Компания ставит перед собой цель увеличения своей доли рынка, поэтому можно говорить о будущем долгосрочном пребывании в числе лидеров рынка. 2.2. Анализ ресурсного потенциала и эффективности хозяственной деятельности ООО " Интерьер-Холл"
Анализ финансового состояния предприятия включает[F16] анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности оцениваемой фирмы за прошедшие периоды в целях выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей. Финансовый анализ раскрывает истинное положение предприятия и степень финансовых рисков. Анализ финансового состояния предприятия включал [F17] изучение годовых и квартальных финансовых отчетов (балансов и отчетов о финансовых результатах) за 2009 – 2011 гг., проведение корректировки их некоторых статей, расчет ряда финансово-экономических показателей. [F18] На основании таблицы 2.1. и данных о товарообороте за рассматриваемый период произведем анализ обеспеченности предприятия ресурсами. - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами характеризует показатель трудоемкости, который рассчитывается по формуле: , (16) где: - трудоемкость товарооборота в расчете на 10000 рублей товарооборота (чел./ руб.); - среднесписочная численность работников (чел.) - розничный товарооборот (руб.).[22] Таблица 2.1
|