Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История бухгалтерского учета и аудита 9 страница






- — соответствие и периодичность затрат и результатов.

Гилман выделил и охарактеризовал доктрины (требования) и соглашения (допущения) бухгалтерского учета. К первым он отнес консерватизм, раскрытие, последовательность и матери­альность. Ко вторым — самостоятельно хозяйствующего субъек­та, оценки и отчетного периода.

Коллективные исследования проводились в рамках универ­ситетов и профессиональных организаций. Американская бух­галтерская ассоциация (ААА) в 1936 г. опубликовала Временное положение о принципах бухгалтерского учета. Положение комментировали специалисты и критиковали как представители науки, так и бухгалтеры-практики; тем самым увеличился объем специальной литературы.

Наиболее горячие дискуссии были связаны с трактовкой счетов капитала, прибылей и убытков. От понимания сущности капитала и финансовых результатов зависит строение и содер­жание соответствующих бухгалтерских отчетов. Группа ученых, которые вкладывали в понятие капитала и финансовых резуль­татов экономический смысл, получила название институалистов. Представители бухгалтерской науки, считавшие капитал юридической категорией, относились к персоналистам. Их рас­хождения во взглядах представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1 – Решение проблем бухгалтерского учета и отчетности персоналистами и институалистами

Проблема Институалисты Персоналисты
Трактовка счета капитала Собственность предприятия Кредиторская задолженность предприятия собственнику
Содержание пассива баланса Капитал и обязательства (кредиторская задолженность) Источники финансирования хозяйственной деятельности
Цель предприятия Увеличение прибыли и капитала Увеличение источников финансирования
Содержание счета прибылей и убытков Основной счет, выявляющий финансовый результат Регулирующий счет к счету капитала
Характеристика счета прибылей и убытков Финансово - результативный Собирательно - распределительный
Балансовое уравнение А-П = К А = К + П
Роль дивидендов Часть расходов предприятия Часть прибыли предприятия
Рентабельность предприятия Отношение прибыли без дивидендов (нераспределенной прибыли) к капиталу Отношение прибыли с дивидендами (чистой прибыли) к итогу баланса
Оценка активов По себестоимости По рыночным ценам
Для кого предназначен баланс Для администрации предприятия Для сторонних пользователей бухгалтерской отчетности
Периодичность учетного цикла Отчетный период равен хозяйственному циклу Отчетный период – календарный год
Амортизация Резерв (источник собственных средств) Регулятив к стоимости актива (уточняет оценку основных средств)
Основатели направления Френсис Пикслей Вильям Эндрю Патон

 

Основной целью любой коммерческой организации являет­ся получение прибыли. Перед бухгалтерами была поставлена задача не только своевременно и точно определять финансовый результат, но и обеспечивать управленческий персонал инфор­мацией, необходимой для принятия решений. Максимизация прибыли в условиях рыночной экономики, когда цена опреде­ляется соотношением спроса и предложения, возможна только при эффективном управлении затратами. Поэтому вторым на­правлением развития учета становится производственный учет, который должен был обеспечить информационные потребно­сти управления.

Для достижения этой цели (сделать учет орудием управле­ния) были выдвинуты новые идеи, связанные в первую очередь с новыми системами учета затрат.

Еще в 1918 г. инженер-путеец Г. Эмерсон в работе «Произ­водительность труда как основа оперативной работы и заработ­ной платы» указал, что традиционная бухгалтерия имеет тот не­достаток, что никакого отношения между тем, что есть, и тем, что должно быть, не устанавливает; подлинная суть учета состо­ит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостере­жений. Суть предостережений заключается в фиксации всех отклонений от нормы.

Чартер Гаррисон, используя идеи Эмерсона, сформулиро­вал принципы системы стандартных издержек (standard costing). Стандартные издержки — это установленные нормы расходов, основанные на натуральных измерителях, которые вводились в систему бухгалтерских счетов. Такой способ записи показы­вает, как фактическое течение хозяйственных процессов откло­няется от заранее намеченных целей. Основными задачами си­стемы стандартных издержек являются управление затратами и контроль затрат; установление реальных цен; подготовка бюд­жетов разных уровней и различных прогнозов.

Выдающийся экономист Джон Морис Кларк указал в 1923 г., что для администратора каждая статья затрат имеет разную це­левую установку и это главное, а распределение затрат для при­нятия управленческих решений значения не имеет. Эту идею, в 1936 г. использовал для разработки методологии учета в систе­ме прямых затрат (direct costing) Джонатан Харрис. Он отме­чал, что прямые затраты попадают на изделия и являются переменными (варьируются в зависимости от объема выпуска продукции), а косвенные затраты возникают за определенный период и являются постоянными (не зависят от объема произ­водимой продукции). Поэтому первые должны капитализиро­ваться и фиксироваться как расходы только после реализации изделий, а вторые — сразу по мере возникновения списывают­ся на расходы отчетного периода. Таким образом, минимальная отпускная цена может быть снижена до величины прямой себе­стоимости, даже если она окажется ниже полной себестоимо­сти. Поскольку предприятие все равно несет определенные об­щие затраты, связанные с содержанием производственных мощностей, то такой заказ может снизить потери предприятия и тем самым повысить доход.

Попытку соединить принципы двух рассмотренных систем учета затрат в одной системе «директ-стандарт» предпринял Гант, однако, как указывали критики, такое сочетание не все­гда бывает удачным.

Изначально системы учета затрат были задуманы как инст­румент, позволяющий выявить неиспользованные резервы, без связи с конкретными исполнителями. В дальнейшем возникла идея использовать величину затрат для оценки тех или иных ад­министраторов. Это привело к формированию в 1952 г. Джоном А. Хиггинсом концепции учета по центрам ответственности (responsibility center). Учет операций в местах их возникновения предполагает, что руководители сегментов организации подотчетны и несут ответственность за свой участок работы. Выделя­ют четыре вида наиболее общих центров ответственности: цен­тры затрат, центры доходов, центры прибыли, инвестиционные центры. Центры ответственности перемещают внимание поль­зователей с экономической позиции на юридическую; их фор­мирование преследует цель создать для администраторов усло­вия самоконтроля. Юридическое значение нормативов связано с ограничением полномочий администраторов (границы доверия), экономическое — быть ориентиром, т.е. подсказкой, в организации поведения администратора.

Установление центров ответственности связано с использо­ванием принципов психологии в управлении (бихевиоризм — наука о поведении). Так, предметом учета и контроля становит­ся психология (поведение) лиц, занятых в хозяйственном про­цессе, не права и обязанности, а мотивы их действий. Наука о по­ведении помогла стандартизировать бухгалтерскую работу. Используя принцип «стимул — реакция» (документ как стимул предопределяет реакцию, или поведение, как администратора, так и бухгалтера), американцы построили алгоритм работы бух­галтера и подготовили почву для использования ЭВМ в учете.

Такое подчинение бухгалтерского учета целям управления привело к тому, что в США бухгалтерский учет стали разделять на финансовый учет и управленческий учет. Впервые их различия сформулировал Чарльз Хорнгрен в середине XX в. (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2. – Сравнение финансового и управленческого учета

Признак Управленческий учет Финансовый учет
Потребители информации Внутренние пользователи (менеджеры, администраторы и т. п.) Внешние пользователи (налоговые органы, банки, инвесторы, акционеры, инвесторы и др.)
Цель учета Обеспечение информацией управляющих и менеджеров различных уровней для принятия управленческих решений Составление отчетности для внешних пользователей для того, чтобы они могли оценить финансовое положение предприятия
Свобода выбора способов учета Полная свобода, основанная на профессиональной компетенции и ответственности бухгалтера Четко определенные принципы в соответствии с законодательством
Временной аспект Нацеленность на будущее (прогнозы, сметы по данным предыдущего периода) Отражение и оценка прошлых (свершившихся) событий
Измерители Как натуральные, так и денежные Только денежные измерители
Отчетный период Период, удобный для администрации, - день, неделя, декада, месяц и др. Календарный год с разбивкой на кварталы. Данные представляются нарастающим итогом
Набор показателей Не определен Определен соответствующими стандартами
Степень ответственности Дисциплинарная ответственность, выговор (порицание), лишение премии Административная (штрафы) или уголовная ответственность

 

 


5.2. Разработка стандартов (норм) бухгалтерского учета и аудита

 

Под бухгалтерскими стандартами пони­мают описание методов бухгалтерского учета практически по каждому показате­лю бухгалтерской отчетности. Учетные стандарты — результат взаимодействия многих факторов: экономических, поли­тических, исторических, международных и пр. Необходимость разработки стандар­тов возникает в результате конфликта ин­тересов лиц, касающихся деятельности предприятия. Показатели, определяемые в системе бухгалтерского учета, влияют на распределение благ между разными груп­пами. Вследствие этого не исключено, что на бухгалтера может быть оказано давление с целью принятия выгодного для той или иной группы лиц решения. Поэтому стандартизация способов бухгалтерского учета необходима не только бухгалтеру, но и пользователям бух­галтерской отчетности.

Профессиональные бухгалтерские организации разных стран пытались достичь единообразия способов бухгалтерско­го учета, применяемых на практике хозяйствующими субъек­тами. Например, Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса в 1946 г. начал публиковать рекомендации. Аналогич­но поступили Австралийский институт и Новозеландское обще­ство. Темами рекомендаций профессиональных организаций становились, как правило, частные вопросы, вызывавшие вре­мя от времени трудности на практике. Такой подход к установ­лению учетных стандартов получил название «пристрельного». В последние годы вопрос о стандартизации бухгалтерского учета вызывал горячие дискуссии, которые оформились как рыночный и регулятивный подходы.

В основе рыночного подхода лежит предположение о том, что отчетная информация — экономический товар, подобный прочим товарам и услугам. Поэтому она подвержена влиянию спроса (со стороны пользователей) и предложения (со стороны хозяйствующих субъектов). Во взаимодействии этих рыночных сил достигается равновесие, при котором раскрывается опти­мальный объем информации по оптимальной цене. Сторонни­ки такого подхода считают нежелательным, чтобы стандарты были обязательны для исполнения.

Защитники регулятивного подхода полагают, что ошибки и аномалии рынка, а также очевидная асимметрия в отношении количества и качества информации, доступной разным пользо­вателям, ведущая к росту недоверия со стороны инвесторов, могут быть исправлены с помощью регулирования. Но возника­ет вопрос, кто должен устанавливать такие стандарты — про­фессиональные бухгалтерские организации, т.е. частный сектор, или органы, представляющие интересы общества в целом, т.е. общественный сектор. В современном бухгалтерском учете ог ромное влияние на то, какие практические методы или стандарт ты будут считаться приемлемыми, оказывают властные организации, участвующие в их разработке.

Первые бухгалтерские организации были сформированы в Европе еще в конце XIX в. Однако существенного влияния они не имели. Американская ассоциация общественных бухгал­теров (ААРА) была создана в 1899 г. в штате Нью-Йорк как объединение бухгалтеров-практиков, а в 1902 г. они объединились в рамках штатов в Федерацию обществ присяжных бухгалтеров США. В 1904 г. Федерация субсидировала первый Международ­ный конгресс бухгалтеров, который проводится до настоящего, времени каждые пять лет (кроме периода Второй мировой войны). В 1916 г. ассоциация была преобразована в Институт бух­галтеров США, который насчитывал 1150 членов. В 1917 г. Ин­ститут был переименован в Американский институт бухгалтеров и просуществовал до 1957 г., когда был сформирован Американский институт дипломированных общественных (присяжных) бухгалтеров (AICPA).

Бухгалтеры-теоретики (преподаватели университетов) в 1916г. объединились в Американскую бухгалтерскую ассоциа­цию (ААА), что позволило объединить усилия ученых для про­ведения коллективных научно-практических исследований.

Бухгалтеры США, область интересов которых была связана с производством и управлением, в 1919 г. объединились в Наци­ональную ассоциацию бухгалтеров управленческого учета (ICMA).

В настоящее время во многих странах существуют органи­зации, наделенные правом устанавливать стандарты бухгалтер­ского учета. Например, в Великобритании в 1974 г. был создан (путем преобразования Института присяжных бухгалтеров Ан­глии, Уэльса и Шотландии, который существовал с XIX в.) Кон­сультативный комитет бухгалтерских организаций. В 1990 г. его функции были переданы Совету по стандартам бухгалтерского учета (ASB), который назначается правительством и подотчетен Совету по представлению финансовой отчетности (FRS) для об­щественного сектора. В Канаде на уровне Содружества ведущей организацией является CICA, представительства которой есть в каждой из десяти провинций. Профессиональное регулирование бухгалтерского учета в Австралии осуществляют две орга­низации: Австралийское общество дипломированных бухгалте­ров-практиков (ASCPA), которое существует с XIX в. и насчи­тывает в настоящее время около 75 тыс. человек, и Институт присяжных бухгалтеров Австралии (ICAA), возникший путем последовательного объединений других организаций, числен­ностью около 15 тыс. человек. В Новой Зеландии развитием бухгалтерского учета занимается Общество бухгалтеров Новой Зеландии (NZSA), которое было создано путем преобразований различных профессиональных организаций, существующих с 1894 г.

Бухгалтерский учет во второй половине XX в. приобретает слишком большое значение, чтобы оставлять все решения на усмотрение одних бухгалтеров. Изменения, происходящие в британо-американских странах, свидетельствуют о том, что на первый план выходит механизм, сочетающий в себе силы спе­циалистов по бухгалтерскому учету и правительства с участием прочих заинтересованных сторон (представителей банковских, страховых, фондовых и иных институтов). Так, в 1974 г. Амери­канский институт дипломированных общественных (присяж­ных) бухгалтеров (AICPA) в связи с тем, что, не имея хорошо проработанной теоретической базы, с задачей регулирования бухгалтерского учета не справлялся, был преобразован в Совет по стандартам бухгалтерского учета (FASB), где теоретики и практики объединили свои усилия. Другой важной регулиру­ющей бухгалтерский учет организацией является Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), в обязанности которой вхо­дит управление внешней отчетностью корпораций. Именно SEC, являясь правительственной организацией, наделенной соответ­ствующими властными полномочиями, утверждает стандарты, выпускаемые FASB, в качестве общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP) — General Accepted Accounting Principles.

Таким образом, к концу XX в. в результате развития зако­нодательных норм, регулирующих деятельность корпораций, и введения стандартов бухгалтерского учета бухгалтеры имели все больше ограничений в выборе форм представления инфор­мации для внешних пользователей.

 

5.3. Профессиональная этика

 

Профессиональная этика является основой общественного доверия. Если обще­ство теряет доверие к услугам профессио­налов, то перестает ими пользоваться, и профессия, как особый вид деятельности группы людей, выполняющих социально значимые функции, постепенно вымирает. Гринвуд, обобщая результаты социо­логических исследований, вывел пять свойств, характерных для всех профес­сий: теоретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы этическо­го поведения, культура.

Профессионализм опирается на зна­ния, т.е. на теоретическую базу, которая позволяет на практике развивать навыки. Достижение профессионального уровня предполагает приобретение как интеллек­туального, так и практического опыта, об­разование в высших учебных заведениях представляется необходимым для созда­ния базы практической деятельности и вступления в ряды профессионалов.

Авторитет профессии поддерживает­ся с двух сторон: внутренней средой (са­мой профессией) за счет знаний, дисцип­лины, квалификации профессионалов и внешней средой (клиентами, пользова­телями бухгалтерской информации).

Авторитет профессии требует поддер­жки со стороны общества. Обычно она осуществляется на законодательном уров­не путем предоставления определенных прав (лицензирование обязательного аудита, аккредитация учебных центров по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров и аудито-

ров и др.) и привилегий (профессиональная независимость, са­морегулирование и защита от влияния общественного мнения).

Для обеспечения общественного контроля каждая профес­сия создает профессиональный кодекс, которым определяется дисциплина и поведение ее членов и регулируются отношения «клиент — профессионал», «общество — профессионал», «про­фессионал — профессионал».

Культура профессии представляет собой совокупность со­циальных ценностей, норм поведения и символов. Ценности — это фундаментальные убеждения, которые влияют на поведе­ние в особых ситуациях. Как правило, социальные ценности явля­ются общечеловеческими (например, честность, ответственность, т.е. чувство долга), но могут определяться и национальными или религиозными (особенно в странах Востока) особенностями, сложившимися в той или иной стране. Например, приоритет­ность интересов государства и человека различается в США и России. В России традиционно негативное отношение боль­шинства граждан к государственному имуществу, которое рань­ше выражалось в казнокрадстве, а сейчас — в нежелании пла­тить налоги. Американские традиции прямо противоположны: уплата налогов считается гражданским долгом. Стремление про­стого американского гражданина проследить за законопослуш­ностью своего соседа или коллеги для человека, воспитанного в российских традициях, не всегда кажется порядочным. Отсю­да и разное отношение к обязанности бухгалтера оповещать государственные органы (в России это налоговые службы) о на­рушениях закона при осуществлении деятельности организа­ций. Даже при внесении такой обязанности в российский ко­декс профессиональной этики прецедентов скорее всего не будет, поскольку работодатели одним из качеств «хорошего» бухгалтера до сих пор считают умение скрывать действитель­ное положение вещей от налоговых органов.

Важным атрибутом профессии считаются профессиональ­ные символы (эмблемы, гимны, девизы и др.), которые ассоции­руются с этим видом деятельности, идентифицируют принад­лежность человека к той или иной профессиональной группе, укрепляют имидж профессии.

Герб бухгалтеров был разработан Ж.Б. Дюмарше и представ­лен международному конгрессу бухгалтеров в 1946 г. В овале путем наложения изображены весы (символизирующие ба­ланс — равенство актива и пассива), солнце (символ того, что бухгалтерский учет освещает все стороны деятельности пред­приятия) и кривая Бернулли (символизирует бесконечность, т.е. означает, что учет, возникнув однажды, будет существовать всегда). По краю овала расположен девиз «Conseience, independence, science» — «Доверие, независимость, наука». Герб бухгалтеров до настоящего времени является международной эмблемой, символизирующей принадлежность к бухгалтерской профессии.

Символом Института профессиональных бухгалтеров Рос­сии является «галочка», или «крыж». Такой знак используют в работе для проверки правильности разнесения сумм из до­кументов в регистры и для контроля полноты учетных записей.

Разработку положений Кодекса профессиональной этики следует считать большой заслугой американской бухгалтерии. Джон Лестинг Керри (1900—1984) внес огромный вклад не толь­ко в создание этого Кодекса, но и в пропаганду этики. Первый этический кодекс бухгалтеров был принят в 1987 г. В настоящее время его основные принципы сводятся к тому, что профессио­нальный бухгалтер должен:

— быть прямолинейным и честным при выполнении профессиональных обязанностей;

— быть принципиальным и не вызывать предубеждения;

— обладать высоким уровнем компетенции и постоянно поддерживать его на должном уровне;

— сохранять конфиденциальность информации, кроме случаев, требующих по закону отражать такую информацию;

— соблюдать независимость (как моральную, так и материальную).

Для обеспечения выполнения этических норм необходимо предусмотреть меры дисциплинарного воздействия, а в особых ситуациях даже гражданской и уголовной ответственности. К та­ким мерам можно отнести общественное порицание (в профессиональной среде), создание и публикация «черных списков» недобросовестных бухгалтеров, приостановку на время или ли­шение права заниматься данным видом деятельности и т.д.

Таким образом, основные принципы профессиональной этики укрепляют статус бухгалтера, повышают престиж и дове­рие к бухгалтерской профессии и, как следствие, увеличивают спрос на бухгалтерские услуги.

 

5.4. Международная унификация учета

 

Испокон века бухгалтеры на каждом предприятии выбирали свои подходящие толь­ко для них и собственников приемы. В начале XX в. появилось множество кор­пораций, и различия в учетных системах стали мешать:

—инвесторам — экспортировать товар за рубеж;

—бухгалтерам — менять место работы;

—программистам — сбывать и тиражировать программные продукты;

—преподавателям — комплектовать группы обучающихся;

— авторам — распространять книги.

Впервые проблема была поставлена в 1904 г. на первом Международном конг­рессе бухгалтеров.

Нестыковка моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер и изве­стна как проблема унификации бухгалтер­ского учета.

К настоящему времени наибольшую известность получили два подхода к реше­нию этой проблемы: гармонизация и стан­дартизация. Изначально эти понятия раз­личались и по сути, и по принципам их реализации, однако в последние годы они используются либо как синонимы, либо как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Логика ее такова: в каждой стране могут существовать своя система учета и система стандартов, регулирующих ее. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили друг другу, т.е. находились в гармонии. В основе практической реализации идеи гармони­зации лежит политическое соглашение стран — членов ЕС, поэтому основные положения учетных директив включены в на­циональные законодательства этих стран, имеющих отношение к бухгалтерскому учету.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рам­ках унификации учета, которую проводит Комитет по между­народным стандартам бухгалтерского учета. Логика этого под­хода такова: должен существовать унифицированный набор стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране. Поэтому становится бессмысленной разработка национальных стандартов. Что касается единых стандартов, то в отличие от ЕС они должны приниматься в результате добровольного соглаше­ния профессиональных организаций стран.

Из всего многообразия учетных систем можно выделить три основных типа:

1) британо-американская модель —наиболее распространенная, применяется в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Индии, Австралии, ЮАР и др. Отличительной особенностью является ориентация отчетности на инвесторов и кредиторов. Обеспечение информацией государства (в лице налоговых органов) выведено за рамки финансового учета и отчетности. Данная модель базируется на национальных стандартах бухгалтерского учета США, которые принято называть GAAP;

2) континентальная модель объединяет учетные системы Франции, Германии, Австрии и некоторых других стран Европы. Близки к ней Япония и Россия. Модель отличается высокой степенью вмешательства государства в учетную политику (применение единого плана счетов, следование утвержденным принципам отражения операций, ориентированность на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственной власти и др.). Практика учета однойстраны существенно отличается от практики другой;

3) система подготовки финансовой отчетности в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчет­ности (МСФО, или IASB). Это наднациональные принципы, ко­торые могут быть заложены в основу национальных стандартов по бухгалтерскому учету. МСФО также могут использоваться для составления финансовой отчетности международных кор­пораций в качестве основных стандартов.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась тра­диция, по которой отчетность крупных европейских, в том чис­ле российских, корпораций пересчитывается в соответствии со стандартами США, т.е. с GAAP. Это объясняется стремлением европейских компаний вести биржевые операции на американ­ских фондовых биржах, экспансией американских корпораций на европейском рынке и т.п.

Однако до создания обязательных для практического при­менения международных стандартов и мировой унификации учета еще очень далеко. Главной причиной этого является то, что в национальных системах бухгалтерского учета для исчис­ления прибыли используются свои денежные единицы (валю­та). Кроме того, эти системы основаны на вековых национальных традициях делового оборота.

Резюмируя изложенное, отметим, что в XX в. учет становит­ся социальным явлением. Содержание бухгалтерского учета постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества. Для обеспечения интересов внешних пользователей формиру­ются принципы финансового учета и финансовой отчетности. Для удовлетворения информационных потребностей управле­ния и принятия эффективных управленческих решений начинает активно развиваться управленческий учет. Именно изменения социальной среды выступают факторами развития бухгалтерского учета и отчетности. Это традиционная точка зре­ния, однако есть и альтернативный взгляд. Теория, выдвинутая Зомбартом в 1924 г., гласит, что развитие двойной бухгалтерии было настолько важным, что привело к подъему капитализма. Так или иначе, взаимоотношения между бухгалтерским учетом и обществом объективно существуют.

 


6. Развитие бухгалтерского учета в России

 

6.1. Влияние национальных традиций и менталитета на формирование принципов российской бухгалтерии

 

Бухгалтерский учет, являясь прикладной экономической наукой, формируется под влиянием национальных традиций и соот­ветствует экономической политике государства.

Возникновение российского государства, относят к 862 г. Первые полтора столетия в нем использовались самые примитивные учетные приемы, связанные с регистра­цией торговых оборотов и сбором дани (налогов). В этот период любое хозяйство рассматривалось как частная собственность князя, поэтому размеры дани не ограничивались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и лишним для сво­их подданных. Позднее государством руководили царь, император, генеральный секретарь, а сейчас президент, но суть от­ношений «человек — государство» не из­менилась: государство устанавливает и внедряет правила (законы), инициируя идеи «сверху».

Такая особенность государственного устройства сформировала первый принцип русского учета: государство является единственным собственником всего имущества в стране, а значит, и законы защищают интересы государственной собственности. Поэто­му и в настоящее время не законы пишут для людей, а людей «равняют» под законы, что и приводит к массовому нежеланию эти законы выполнять, особенно в той части, которая связана с необходимостью отдавать государству часть своего имущества в виде налогов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал