Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральные учреждения






Первая половина XVII в. – время расцвета приказной системы и постепенного внедрения ее во все отрасли управления. В течение 10–20-х годов XVII в. происходило восстановление всех звеньев системы государственного управления, разрушенной в годы «смуты». В первые годы правления династии Романовых начали функционировать около 20 прежних центральных учреждений. Новому правительству пришлось решать серьезные социально-экономические и политические проблемы. Прежде всего предстояло пополнить опустошенную государственную казну, наладить поступление государственных налогов. Поэтому в первые годы правления новой династии усиливается фискальная деятельность приказов. Окончательно оформились четвертные приказы и был создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая четверть в 1619 г., приказ Большой казны – в 1621–1622 гг.).

Новым элементом в приказной системе управления стало формирование учреждений патриаршего управления. После возвращения патриарха Филарета из плена на базе патриаршего двора были созданы три приказа (Дворцовый, Казенный, Разрядный), управлявшие всем патриаршим хозяйством.

В первой половине XVII в. широко распространены были временные приказы, создаваемые заведомо как временные по специальному указу, определяющему функции, главу приказа, весь его штат и бюджет. Например, война 1632–1634 гг. с Польшей и начало строительства оборонительных линий на юге страны вызвали к жизни целый ряд временных приказов. Всего к 1646 г. в стране насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 3 – временных, 5 – дворцовых, 3 – патриарших.

Во второй половине XVII в. в связи с коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении меняется государственный аппарат.

В это время окончательно укрепляется и оформляется крепостничество, складывается всероссийский рынок, возникает мануфактурное производство, углубляется социальное расслоение деревни. Противоречивость этих процессов обусловила обострение социальных отношений в городе и деревне. В 1670–1671 гг. Россию охватила мощная крестьянская война. Одновременно в этот период продолжается освоение Сибири, строятся оборонительные крепости на юге, юго-востоке и юго-западе страны.

Сословно-представительная монархия к этому времени себя изжила. Уложение 1649 г. определяло по-новому права разных слоев общества, прежде всего дворянства и верхушки посада. Дворянство стремилось на деле осуществить законодательные нормы Уложения и обеспечить «крепость» крестьян владельцам, подавить их сопротивление. Старый государственный аппарат не мог в полной мере обеспечить выполнение этих задач. Это потребовало изменения формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки организации армии.

Система приказов сохранилась. Основное ядро их осталось прежним. Но были созданы новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа, ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, и Рейтарского, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654–1675 гг. приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством. Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений. В 1664 г., например, выделился Судный дворцовый приказ.

Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации была предпринята в 80-е годы. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны, к которому отошел ряд функций четвертей и некоторых других приказов. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе – в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Во второй половине XVII в. широкое распространение получили временные учреждения – комиссии, которые формировались в Москве из дьяков и московских подьячих и посылались вместе с сыщиками, межевщиками, разборщиками и т. д. на поиск беглых крестьян. Комиссии создавались по специальному указу, который определял их количественный состав, направление деятельности, назначал руководителей. Создание подобных комиссий с 60-х годов XVII в. приобрело массовый характер.

Всего к 1698 г. в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1 – временный, 6 – дворцовых, 3 – патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.

Во главе приказа стоял начальник – судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Так, боярин Б. И. Морозов, любимец Алексея Михайловича, возглавлял 5 приказов: Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский,

Аптекарский; дипломат А. Л, Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти (Новгородскую, Владимирскую и Галицкую).

Помощниками начальника–судьи были дьяки (число их в разных приказах разное). Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания, Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад – до 600 четвертей земли – и денежный – до 240 руб. в год. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей – подьячие, служившие сначала без жалованья, потом, по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1-5 руб. в год.

Важнейшей чертой приказной системы XVII в. является возрастание количества занятых в ней людей.

Таблица 1

Численность судей и приказных людей московских учреждений XVII в.

 

Состав 1626 г. 1633г. 1646 г. 1656 г. 1664 г. 1677 г. 1698 г.
Судьи              
Дьяки думные              
Из них во главе              

Окончание табл. 1

Состав 1626 г. 1633г. 1646 г. 1656 г. 1664 г. 1677 г. 1698 г.
учреждений              
Дьяки приказные              
Из них во главе              
учреждений            
Подьячие              
Из них во главе              
учреждений        
Итого приказных людей              
Всего              

 

Наибольший рост числа приказных людей приходится на 70-е годы XVII в. При этом заметно возрастание подьяческих штатов, что происходило по инициативе приказных судей и дьяков и диктовалось внутренними потребностями учреждения. С 60-х годов приказы превращаются в крупные учреждения с большим штатом и разветвленной структурой. Почти исчезают приказы с 1–3 подьячими. Средним становится приказ со штатом 20–40 чел. Среди крупных приказов видное место занимал Поместный со штатом в 1698 г. в 416 чел. В приказе Большой казны в 1698 г. работало 404 чел., Большого дворца – 278 чел., в Разряде – 242 чел.

Таблица 2

Число приказных людей в государственных учреждениях XVII в.

 

Категория 1640-е годы 1690-е годы
Центральные учреждения:    
думные дьяки    
приказные дьяки    
подьячие (с приписью и др.)    
Итого    
Местные учреждения:    
думные дьяки
приказные дьяки    
подьячие    
подьячие (с приписыо)    
Итого    
Всего    

Московские подьячие часто переводились во временные приказы, посылались с административными заданиями в города, полки, посольства. Резкое возрастание с 70-х годов XVII в. этой служилой группы послужило базой для формирования государственного аппарата абсолютной монархии, основные черты которой четко проступают в последние десятилетия века.

Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры приказных штатов. Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Например, в Поместном приказе в течение XVII в. имелось четыре территориальных стола, хотя состав подведомственных им городов и их названия менялись. В 1627–1632 гг. в приказе имелись Московский, Рязанский, Псковский и Ярославский столы, с середины века исчезает Ярославский стол, но образуется Владимирский. В результате перестройки работы приказов в 80-е годы в нем появилось еще три стола, но организованных уже не по территориальному, а по функциональному принципу. Иначе складывалась структура приказа Казанского дворца. В 1629 г. в нем имелось три функциональных стола (Денежный, Разрядный и Поместный) и один территориальный (Сибирский). В 1637 г. последний был преобразован в самостоятельный Сибирский приказ, в котором к концу века появились территориальные Тобольский, Томский, Ленский столы. Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Так, в 1667–1670 гг. в составе Посольского приказа, ранее не имевшего деления на столы, создан был особый Смоленский стол, который ведал землями, вошедшими в состав России по Андрусовскому перемирию. При уничтожении в 1681 г. Холопьего приказа, функции которого перешли к вновь созданному Судному, в составе последнего был организован для выполнения их особый стол.

Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было, а существовали только повытья. Например, Посольский приказ делился на повытья. Три из них ведали связями со странами Западной Европы, два – с азиатскими государствами.

Приказная система с ее централизацией и бюрократией, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью породила волокиту, злоупотребления, взяточничество, что особенно явственно обнаружилось к концу XVII в.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал