Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. §1.Предмет истории языкознания.История языкознания (история лингвистических учений) – раздел общего языкознания
§1.Предмет истории языкознания. История языкознания (история лингвистических учений) – раздел общего языкознания, изучающий: а) основные этапы развития языкознания как науки; б) основные направления в языкознании прошлого; в) основные лингвистические школы прошлого; г) деятельность и взгляды выдающихся лингвистов; д) основные достижения языкознания прошлого. §2.Возникновение языкознания. Возникновению первых языковедческих исследований способствовали следующие факторы: 1) Постоянный интерес людей к происхождению слов (этимологии) и к происхождению языка в целом; первоначально эти два вопроса были взаимосвязаны, и первые в европейской традиции размышления о происхождении отдельных слов и происхождении языка находим у греческих философов; таким образом, можно заключить, что языкознание зарождается и первоначально существует в рамках философии. 2) Необходимость понимания и истолкования древних текстов приводит к зарождению филологии – науки (позднее – содружества наук), изучающей духовную культуру народа через анализ и истолкование текстов, преимущественно письменных. Европейская филология, также как философия, возникает в Древней Греции в эллинистический период (IV-III вв. до н. э.). В рамках филологии оформляется «грамматическое искусство», направленное на анализ языка текстов с целью их понимания, истолкования и эстетической оценки. Итак, первоначально языкознание развивалось в рамках философии и филологии. а) В рамках философии ставились и решались такие вопросы, какпроисхождение языка, связь языка и мышления, причины изменений в языке и нек. др. вопросы общего языкознания. б) В рамках филологии зарождается грамматика конкретных языков, т. е. частные языкознания. §3.Этапы развития языкознания. Лингвистика как самостоятельная наука сформировалась не сразу. Любая самостоятельная наука имеет: а) свой предмет изучения, отличный от предметов др. наук; б) свой метод изучения этого предмета, отличный от методов других наук; в) свою теоретическую модель этого предмета. В развитии языкознания можно выделить два этапа (больших периода): 1) Донаучный этап, когда языкознание существует в рамках философии и филологии и не имеет еще своего предмета (отличного от предмета философии или филологии), своего метода и теоретической модели языка. Внутри этого этапа выделяют три периода (эпохи): а) античное языкознание (V в. до н. э. – V в. н. э.); б) языкознание Средних веков (VI-XIII вв.); в) языкознание эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.); г) языкознание Нового времени (XVII – XVIII вв.); в Новое время оформляется первое научное направление в языкознании – логическое, истоки которого – в античном грамматическом учении. 2) Научный этап начинается с XIX в.: он связан с открытием первого научного метода языкознания – сравнительно-исторического; в результате языкознание обретает свой предмет, выделяется в самостоятельную науку (оставаясь при этом отраслью филологии); появляются и первые теоретические модели языка – логическая (первая треть XIX в.), натуралистическая (вторая треть XIX в.), психологическая (последняя треть XIX в.).
§4.Направления языкознания. Под направлением языкознания следует понимать такое ответвление этой науки, которое характеризуется: а) общностью лингвистического мировоззрения (общетеоретических взглядов на язык), ученых, принадлежащих к направлению; б) приверженностью к определенному методу или группе методов (в центре направления лежит обычно один метод, являющийся для ученых данного направления основным, прочие методы подчинены ему); в) преимущественным вниманием к определенным сторонам, аспектам языка и меньшим вниманием к другим сторонам (в каждом направлении есть стороны, аспекты языка, а значит, разделы, являющиеся излюбленными, наиболее изучаемыми, считающиеся ключевыми, основными). Направления, в отличие от разделов, исторически сменяют друг друга; правда, иногда разные направления могут сосуществовать в пределах одного исторического периода: 1) Логическое направление – самое старое, подспудно существовавшее в языкознании античности, Средних веков, в эпоху Возрождения (XIV-XVI), и окончательно теоретически оформившееся в XVII-XVIII вв. Это направление представлено такими учеными, как Антуан Арно, Клод Лансло, Этьен Бонно де Кондильяк (Франция), М. В. Ломоносов, Антон Алексеевич Барсов, Федор Иванович Буслаев, Николай Иванович Греч (Россия), Карл Фердинанд Беккер (Германия) и др. 2) Сравнительно-историческое языкознание (первая треть XIX в.). Основоположники: Расмус Раск (Дания), Франц Бопп, Якоб Гримм (Германия) Александр Христофорович Востоков (Россия). 3) Натуралистическое направление (вторая треть XIX в.): Август Шлейхер, Макс Мюллер (Германия). 4) Психологическое направление у истоков В. фон Гумбольдт и Х. Штейнталь; основные представители немецкая школа младограмматиков, А. А. Потебня и др.) – последняя треть XIX в. 5) Неограмматизм представлен несколькими школами последней трети ХIX – начала ХХ в.: а) женевская (Ф. де Соссюр), б) казанская (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий); в) петербургская (у истоков – И. А. Бодуэн де Куртенэ и Л. В. Щерба); г) московская (у истоков – Ф. Ф. Фортунатов). 6) Социологическое направление (первая половина ХХ в.). Основные школы: а) французская социологическая школа (Ж. Вандриес, А. Мейе); б) неогумбольдтианство (Лео Вайсгербер, Йост Трир и др.); в) американская этнолингвистика (Эдвард Сепир, Бенджамин Ли Уорф и др.); г) «Новое учение о языке» Н. Я. Марра в СССР; д) Виноградовская школа в советском языкознании и нек. др. 7) Структурализм (30-70 гг. ХХ в.); основные школы структурализма: а) Копенгагенская (Вигго Брёндаль, Луи Ельмслев, Ханс Йорген Ульдалль); б) Пражская (Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Сергей Осипович Карцевский, Вилем Матезиус, Владимир Скаличка и др.); в) Американская (Леонард Блумфилд); г) Лондонская (Джон Руперт Фёрс, Майкл Александр Халлидей и др.); д) Французская школа функциональной лингвистики (Андре Мартине); е) советский структурализм (т. н. Московско-Тартуская семиотическая школа: Борис Андреевич Успенский, Виктор Маркович Живов, Владимир Николаевич Топоров, Вяч. Вс. Иванов и др.). 8) Постструктурализм – так иногда обозначается современный этап развития языкознания. Как видим, разные направления языкознания не только исторически сменяли друг друга, но иногда и сосуществовали в рамках одного периода. Идеи разных направлений могли уживаться даже в творчестве одного ученого. Так, на всё языкознание XIX в. определяющее влияние оказывало сравнительно-историческое направление. Исследователи в это время интересовались преимущественно историей языка. Выдающиеся русские ученые А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев одновременно принадлежали к логическому направлению языкознания и занимались сравнительно-историческими исследованиями. То же можно сказать и о многих других лингвистах. Разные направления продолжают сосуществовать и в наши дни. Как уже было сказано, разные направления языкознания характеризуются преимущественным вниманием к разным сторонам, аспектам языка. Так, логическое направление разрабатывало преимущественно грамматику (морфологию и синтаксис); сравнительно-историческое языкознание на ранних этапах своего развития сосредоточивалось в основном на исторической фонетике, морфологии и этимологии; психологическое направление шире разрабатывало вопросы лексики и синтаксиса. Особым вниманием к лексике и синтаксису характеризовалось и социологическое направление. Структурализм вновь отдает предпочтение грамматике (фонетике, морфологии, синтаксису) и лишь на более поздних этапах обращается к лексике и семантике, значительно отстает при этом разработка проблем истории языка в рамках структурализма.
§5.Лингвистические школы. Некоторые лингвистические направления (напр., социологическое направление, структурализм) весьма неоднородны, внутри них выделяются разные лингвистические школы. Лингвистическая школа – подразделение, течение внутри того или иного направления, иногда даже выходящее за рамки господствующего направления, обычно территориально связанное с определенным местом (страной, городом, университетом) и с деятельностью того или иного крупного ученого (главы школы). Так, Александр Афанасьевич Потебня, ведущий представитель психологического направления в русском языкознании, стоит у истоков Харьковской лингвистической школы, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, преподававший в Казанском и Петербургском университетах, стоит у истоков двух российских лингвистических школ – Казанской и Петербургской.
|