![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерьер мастерской
Основной задачей оформления интерьера мастерской обработки ткани является создание в ней таких эмоциональных условий, которые способствовали бы более успешному выполнению задач технологического образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Типичным недостатком оформления интерьера мастерской обработки ткани является его перегруженность. Это объясняется тем, что для экспозиции различных стендов недостаточно места, так как в мастерской в обязательном порядке должны быть постоянно вывешены правила безопасной работы: на швейной машине, с утюгом, с колющими и режущими инструментами и т. д., а также стенд к уроку, стенд по профориентации и другие. Если все необходимые стенды экспонировать одновременно, то интерьер мастерской окажется настолько перегруженным, что воспринимать такое количество информации учащимся будет очень сложно. Поэтому в основу оптимального оформления мастерской должен быть положен принцип соответствия изучаемой теме. При переходе к новой теме следует привести в соответствие ей информациoннyю часть оформления мастерской. С целью расширения профориентационной работы среди учащихся, демонстрации их лучших работ, выполненных на уроках и в кружках, можно разместить эти материалы не только в мастерской, но и в рекреациях школы, на лестничных маршах. Оформление экспонируемых материалов и наиболее удачных работ учащихся должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели, учитывать ориентацию близлежащих кабинетов. На стенах мастерской можно разместить стенды: «Правила безопасной работы», «Справочные материалы по технической информации», ГОСТы и ОСТы, «Классификация стежков и швов», «Изделия швейныe. Термины и определения». На стендах, расположенных в рекреации, можно дать информацию о новых моделях швейных изделий, технологиях швейного производства, тесты для профессионального самоопределения. Наглядные пособия по пооперационной обработке изделий, чертежи, образцы швов и т. д. учитель помещает на стенде «К уроку». Комфортность в интерьере связана с созданием при помощи цвета таких условий, при которых снижается физическая утомляемость, улучшается психологический настрой, повышается эмоциональный тонус. Средствами стимуляции деятельности являются также цветовые эффекты, частично компенсирующие неблагоприятные воздействия технологических процессов и микроклимата. Цветовая среда, образованная случайным сочетанием цветов нескольких отделочных материалов, утомляет своей пестротой или монотонностью. При создании интерьера необходимо корректировать его цветовую гамму, сообразуясь с производственными и эстетическими потребностями. Для нормального функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа. Так, желтый и красный цвета (солнце, огонь) создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; голубой и синий цвета (небо, воздух, лед) стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т. д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей: предпочтительность цветового тона, образная ассоциативность цветов, гармоничность цветовых сочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. Для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - ахроматические цвета пастельных тонов. Врожденная эмоциональная восприимчивость человека воспитала в нем чувство цветовой гармонии, возникающей при уравновешенных цветовых сочетаниях. Количество же таких сочетаний практически неограниченно, поскольку возникают они от взаимодействия многих условий. И все же для установления закономерностей была проведена классификация цветов на ахроматические и хроматические, основные и дополнительные. Гармония при восприятии сочетания цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сетчатке глаза. Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относительно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания (рис. 4). Помимо цветовых тонов на гармоничность сочетания дополнительных цветов влияют их насыщенность, световой тон, отношение площадей. «3акон площадей» отражает ощущение равновесия сочетающихся цветов и выражается в следующих ее отношениях (приблизительно): желтый - фиолетовый = 1: 3, синий - оранжевый = 2: 1, красный - зеленый = 1: 1. Гармония трех цветов осуществляется по схеме треугольника, соединяющего основные цвета - красный, желтый, синий. Гармония четырехцветная представляет, по существу, двойные дополнительные цвета. Она возникает при замене цветов, расположенных на каждом конце диаметра, двумя цветами, симметричными ему. Следуя этим путем, можно расширить количество гармоничных сочетаний при условии, что геометрические фигуры, на вершинах которых располагаются цвета, будут симметричными.
Указанные сложные сочетания могут обогащаться присутствием характерного (доминирующего) цвета, который определяет особенности ансамбля. Этот цвет может быть новым или получен путем усиления одного из участвующих. Наряду с чисто хроматическими имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и серых. Наиболее выразительны следующие сочетания: светлый серый - синий, зеленый или фиолетовый; средний серый - красный, оранжевый или синий; темный серый - желтый, оранжевый, синий или зеленый. Множество условий для возникновения гармоничных сочетаний (цвет, насыщенность, «закон площадей», контрасты и т. д.) исключает возможность конкретных рецептов. Определяющими условиями должны быть интуиция, вкус, воображение и конкретная решаемая задача. Установленные закономерности гармоничных сочетаний следует рассматривать как первоначальную схему для творческого решения при создании психологического комфорта для учебной деятельности школьников. Компенсация тепловой избыточности или недостаточности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по сторонам света. В помещениях, обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яркость освещения, ликвидируют психологическое воздействие «жаркого» солнечного света. Повышенный шум в помещении может быть частично компенсирован преобладанием теплых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность. Санитарно-гигиенические условия чаще связываются с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, посторонние предметы. Цвет становится психологическим фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка. Цвет также может быть использован для своеобразного смыслового кодирования: красный - опасность, запрет; желтый - повышенное внимание; зеленый - безопасность. Цвет размещается на оборудовании или на поверхностях ограждения. Функциональная роль цвета имеет большое значение для компенсации утомления и раздражения от окружающей среды. В общем виде рекомендуется выделять рабочее место, используя допустимые степени контраста и яркостей. Для среднего и заднего плана лучше при менять менее яркие тона. Значение фона проявляется как компенсирующее цветовое поле «зрительного отдыха». Хорошо оживляют интерьер зеленые растения, которые размещают в кашпо, сделанные в технике плетения макраме, из бересты или лозы. Зелень растений, являясь органичным элементом интерьера мастерских и рекреаций, оказывает благоприятное воздействие на трудоспособность и психологическое состояние обучаемых. Наличие в мастерских керамических ваз, кувшинов, кашпо, кензанов, декоративных ваз из дерева, капа, корней, изготовленных учащимися в мастерских, и другого дополнительного оборудования позволяют сформировать у школьников навыки составления декоративных композиций в интерьере, развить художественный вкус, положительную экологическую направленность. На школьные мастерские возлагаются дополнительные функции по организации досуга школьников. С этой целью УМБ мастерских дополнена специальным оборудованием и приспособлениями, которые обеспечивают возможность проведения занятий по изучению различных видов рукоделий: плетения в технике макраме, фриволите, лоскутной пластики, различных видов вышивки, росписи по ткани. Очень важное значение для создания положительной мотивации учения у школьников играют конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ, защита творческих проектов. Для реализации этих технологий требуется разработать дополнительное оборудование и средства обучения: стеллажи, выставочные стенды и т. д. В целях создания более комфортных условий для адаптации новых учащихся или пропустивших занятия по болезни следует иметь в мастерской специальные видеофильмы уроков технологии, просмотрев которые школьники смогут быстрее восстановить пробелы в знаниях, вспомнить пройденный материал. Повторные просмотры видеофильмов позволяют сформировать необходимые технологические умения и навыки при максимальном сокращении времени инструктажа учителя. Такие видеоматериалы по трудовым операциям в комплекте с инструкционными картами, техническими рисунками и натуральными образцами позволяют осуществить действительно дифференцированный подход к каждому школьнику с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовки, позволяют глубоко осваивать весь курс в удобном для него темпе, строить свою «траекторию обучения». Расширенный и дополненный комплекс УМБ для технологической подготовки позволяет включать каждого школьника в выполнение творческих проектов. От индивидуальных проектов дети переходя т к работе в бригадах, группах. Особенно сильное воспитательное воздействие оказывают проекты, в которых участвует весь класс, вся школа, город. Например, на базе мастерской обработки ткани можно выполнить проект на тему «Организация и проведение традиционных народных праздников». При этом актуализируются знания, полученные по основным предметам, вырабатываются умения по их применению в практической творческой деятельности. Внедрение результатов своей деятельности в учебный процесс школы оказывает неоценимое воспитательное воздействие на формирование ценностных ориентиров личности, способствует осознанному выбору профессии, формирует бережное отношение к результатам человеческого труда, к окружающей среде.
|