Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карта риска суицида
| Фактор риска
| Не
|
| Слабо
|
| Сильно
|
|
|
|
|
| выявлен
|
| выражен
|
| выражен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Биографические данные
| 1.
| Ранее имела место попытка
| -0, 5
|
| +2
|
| +3
|
| суицида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Суицидальные попытки у
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
| родственников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Развод или смерть одного
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
| из родителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Недостаток «тепла» в семье
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Полная
| или
| частичная
| -0, 5
|
| +0, 5
|
| +1
|
| безнадзорность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Актуальная конфликтная ситуация
|
| А) вид конфликта:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Конфликт
| со
| взрослым
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| человеком
|
| (педагогом,
|
|
|
|
|
|
| родителем)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Конфликт со сверстниками,
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| отвержение группой
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Продолжительный
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| конфликт
| с
| близкими
|
|
|
|
|
|
| людьми, друзьями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Внутриличностный
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| конфликт,
|
| высокая
|
|
|
|
|
|
| внутренняя напряженность
|
|
|
|
|
|
|
| Б) поведение в конфликтной ситуации:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Высказывания
| с угрозой
| -0, 5
| +2
| +3
|
| суицида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В) характер конфликтной ситуации:
6.
|
| Подобные
| конфликты
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| имели место раньше
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
|
| Конфликт
| отягощен
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| неприятностями
| в
| других
|
|
|
|
| сферах
| жизни
| (учеба,
|
|
|
|
| здоровье,
|
|
| отвергнутая
|
|
|
|
| любовь)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
|
| Непредсказуемы исход
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| конфликтной
|
| ситуации,
|
|
|
|
| ожидание его последствий
|
|
|
|
|
|
| Г) эмоциональная окраска конфликтной ситуации:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
|
| Чувство обиды, жалости к
| -0, 5
| +1
| +2
|
| себе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Чувство
| усталости,
| -0, 5
| +1
| +2
|
| бессилия,
| апатия
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Чувство непреодолимости
| -0, 5
| +1, 5
| +2
|
| конфликтной
|
| ситуации,
|
|
|
|
| безысходности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Характеристика личности
|
| А) волевая сфера личности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
|
|
| Самостоятельность,
| -1
| +0, 5
| +1
|
| отсутствие
| зависимости
| в
|
|
|
|
| принятии решений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Решительность
|
|
|
| -0, 5
| + 0, 5
| +1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Настойчивость
|
|
|
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
|
| Сильно
|
| выраженное
| -1
| +0, 5
| +1
|
| желание достичь своей цели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б) эмоциональная сфера личности:
|
|
|
| 5.
|
| Болезненное
| самолюбие,
| -0, 5
| +1, 5
| +2
|
| ранимость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Доверчивость
|
|
|
| -0, 5
| +0. 5
| +1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
|
| Эмоциональная
| вязкость
| -0, 5
| +1
| +2
|
| («застревание»
| на
| своих
|
|
|
|
| переживаниях,
|
| неумение
|
|
|
|
| отвлечься)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
|
|
|
| Эмоциональная
| -0, 5
| +2
| +3
|
| неустойчивость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Импульсивность
|
|
| -0, 5
| +0, 5
| +2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
|
|
| Эмоциональная
| -0, 5
| +0, 5
| +2
|
| зависимость,
| необходимость
|
|
|
|
| близких
|
| эмоциональных
|
|
|
|
| контактов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Низкая
| способность
| к
| -0, 5
| +0, 5
| +1 5
|
| созданию
|
|
| защитных
|
|
|
|
| механизмов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12. Бескомпромиссность
|
| -0, 5
| +0, 5
| +1, 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов: Для того чтобы определить степень выраженности факторовсуицидального риска, необходимо определить алгебраическую сумму и соотнести полученный результат с приведенной ниже шкалой:
- менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
- 9—15, 5 баллов — риск суицида присутствует;
- более 15, 5 баллов — риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростков в поле зрения и реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают все боле усиливаться, то рекомендуется обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.
(Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.)
ШКАЛА МОТИВОВ ПАРАСУИЦИДА (САМООЦЕНКА)
Методические рекомендации. Шкала мотивов парасуицида представляет собой отчет, вкотором испытуемому предлагается выбрать одно (или несколько) подходящее (их) его случаю утверждение и степень его (их) влияния на мотивацию поступка.
Степень влияния оценивается по трехбалльной оценке: «0» баллов — никакого влияния; «1» балл — слабое; «2» балла — сильное.
|