Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карта риска суицида
|
| Фактор риска
| Не
|
| Слабо
|
| Сильно
|
| |
|
|
|
| выявлен
|
| выражен
|
| выражен
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 1. Биографические данные
| | 1.
| Ранее имела место попытка
| -0, 5
|
| +2
|
| +3
|
| | суицида
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.
| Суицидальные попытки у
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
| | родственников
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 3.
| Развод или смерть одного
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
| | из родителей
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 4.
| Недостаток «тепла» в семье
| -0, 5
|
| +1
|
| +2
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 5.
| Полная
| или
| частичная
| -0, 5
|
| +0, 5
|
| +1
|
| | безнадзорность
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 2. Актуальная конфликтная ситуация
| |
| А) вид конфликта:
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.
| Конфликт
| со
| взрослым
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | человеком
|
| (педагогом,
|
|
|
|
|
|
| | родителем)
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | 2.
| Конфликт со сверстниками,
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | отвержение группой
|
|
|
|
|
|
| | 3.
| Продолжительный
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | конфликт
| с
| близкими
|
|
|
|
|
|
| | людьми, друзьями
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | 4.
| Внутриличностный
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | конфликт,
|
| высокая
|
|
|
|
|
|
| | внутренняя напряженность
|
|
|
|
|
|
| |
| Б) поведение в конфликтной ситуации:
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | 5.
| Высказывания
| с угрозой
| -0, 5
| +2
| +3
|
| | суицида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В) характер конфликтной ситуации:
| 6.
|
| Подобные
| конфликты
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | имели место раньше
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 7.
|
| Конфликт
| отягощен
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | неприятностями
| в
| других
|
|
|
|
| | сферах
| жизни
| (учеба,
|
|
|
|
| | здоровье,
|
|
| отвергнутая
|
|
|
|
| | любовь)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 8.
|
| Непредсказуемы исход
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| | конфликтной
|
| ситуации,
|
|
|
|
| | ожидание его последствий
|
|
|
|
|
| |
| Г) эмоциональная окраска конфликтной ситуации:
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | 9.
|
| Чувство обиды, жалости к
| -0, 5
| +1
| +2
|
| | себе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | 10.
| Чувство
| усталости,
| -0, 5
| +1
| +2
|
| | бессилия,
| апатия
|
|
|
|
|
|
|
| | 11. Чувство непреодолимости
| -0, 5
| +1, 5
| +2
|
| | конфликтной
|
| ситуации,
|
|
|
|
| | безысходности
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Характеристика личности
| |
| А) волевая сфера личности:
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.
|
|
| Самостоятельность,
| -1
| +0, 5
| +1
|
| | отсутствие
| зависимости
| в
|
|
|
|
| | принятии решений
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.
| Решительность
|
|
|
| -0, 5
| + 0, 5
| +1
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 3.
| Настойчивость
|
|
|
| -0, 5
| +0, 5
| +1
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 4.
|
| Сильно
|
| выраженное
| -1
| +0, 5
| +1
|
| | желание достичь своей цели
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Б) эмоциональная сфера личности:
|
|
|
| | 5.
|
| Болезненное
| самолюбие,
| -0, 5
| +1, 5
| +2
|
| | ранимость
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 6.
| Доверчивость
|
|
|
| -0, 5
| +0. 5
| +1
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 7.
|
| Эмоциональная
| вязкость
| -0, 5
| +1
| +2
|
| | («застревание»
| на
| своих
|
|
|
|
| | переживаниях,
|
| неумение
|
|
|
|
| | отвлечься)
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 8.
|
|
|
| Эмоциональная
| -0, 5
| +2
| +3
|
| | неустойчивость
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 9.
| Импульсивность
|
|
| -0, 5
| +0, 5
| +2
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 10.
|
|
| Эмоциональная
| -0, 5
| +0, 5
| +2
|
| | зависимость,
| необходимость
|
|
|
|
| | близких
|
| эмоциональных
|
|
|
|
| | контактов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | 11.
| Низкая
| способность
| к
| -0, 5
| +0, 5
| +1 5
|
| | созданию
|
|
| защитных
|
|
|
|
| | механизмов
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | 12. Бескомпромиссность
|
| -0, 5
| +0, 5
| +1, 5
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов: Для того чтобы определить степень выраженности факторовсуицидального риска, необходимо определить алгебраическую сумму и соотнести полученный результат с приведенной ниже шкалой:
- менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
- 9—15, 5 баллов — риск суицида присутствует;
- более 15, 5 баллов — риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростков в поле зрения и реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают все боле усиливаться, то рекомендуется обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.
(Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.)
ШКАЛА МОТИВОВ ПАРАСУИЦИДА (САМООЦЕНКА)
Методические рекомендации. Шкала мотивов парасуицида представляет собой отчет, вкотором испытуемому предлагается выбрать одно (или несколько) подходящее (их) его случаю утверждение и степень его (их) влияния на мотивацию поступка.
Степень влияния оценивается по трехбалльной оценке: «0» баллов — никакого влияния; «1» балл — слабое; «2» балла — сильное.
|