Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактическая и коррекционная работа с девиантными подростками
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации. Методы социально-психологического обучения могутиспользоваться в случае изменения поведения подростка, появления у него вредных привычек. Цель такого воздействия – формирование у учащихся нормативного поведения на гуманистических принципах сопереживания.
Методика социально-психологического обучения основывается на наличии у субъекта особой чувствительности к состоянию другого, предполагающей способность эмоционально реагировать на переживания другого. Методы тренинга общительности и особой чувствительности, по мнению Г. А. Ковалева, А. В. Мудрика, Л. А. Петровской, могут способствовать совершенствованию воспитательной работы, формированию гуманистической направленности личности.
Основной задачей социально-психологического обучения является повышение коммуникативной компетентности участников группы, численность которой не должна превышать 6—12 человек.
Работа тренинговой группы строится по следующим принципам: 1. Доверительное и откровенное общение.
2. Ответственность при обсуждении результатов общения.
3. Интимность.
4. Принцип «здесь и теперь» — участники группы воспроизводят свое поведение в сиюминутных деталях, в конкретных ситуациях.
Руководство группой должно строиться на демократических началах. Допускаются занятия
(одно из шести) без руководителя, по принципу самоуправления. Всего проводится от 30 до 50 занятий. Длительность одного занятия — около часа.
В процессе общения анализируются речевые акты, их содержание, продолжительность, направленность, частота высказываний, экспрессия, особенности грамматики, лексики, интонации, выразительность движений. Занятия обычно начинаются с психогимнастической разминки, которая может сопровождаться пением, танцами. Затем идет десятиминутное прослушивание какого-либо музыкального произведения и так называемый психорисунок — рисование на заданную тему (каков я в будущем, каково мое место в учебной группе, я и педагог и т. д.). Наибольшее распространение имеют следующие упражнения:
Кто есть кто. Угадывание переживаний одного из участников группы по его поведению, ответам на вопросы, носящие шутливый характер.
Интуиция. Ориентировка на незнакомого или малознакомого члена группы.Ему задаютсявопросы, ответы на которые он записывает на бумаге. Группа пытается отгадать эти ответы.
Таможня. По поведению одного из участников группы, его высказываниям делается попыткаотыскать спрятанную вещь.
Шестое чувство. Определить, кто и какую выберет песню, подарок, какому времени годаотдаст предпочтение и т. д.
За спиной. Слишком разговорчивые должны молчать, пока не закончится групповаяпроработка особенностей их характера.
Бессловесное выражение чувств осуществляется кивком головы, поднятием руки и т.д.Возможны и другие упражнения, например, «поводырь»: один изображает слепого, всецело подчиняясь своему поводырю.
Подобная тренировка может использоваться как эффективный прием интенсивного взаимодействия в атмосфере доверия и взаимопомощи, что имеет большое воспитательно-педагогическое значение. С одной стороны, развивается творческий характер мышления учащихся, с другой — формируется социальная установка в сфере общения, совершенствуются коммуникативные умения.
(Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. Книга для учителя. М., 1987.)
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
(Использованы материалы Международно-практиче-ской конференции «ХХI век без наркотиков» (г. Екатеринбург, 1994 г.) и учебное пособие «Антиалкогольное просвещение» Российского государственного социального института. Москва, 1992.).
|