![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Атмосфера
Как обычное физическое природное явление, атмосфера (атмосферные осадки, давление) оказывает, мы это знаем, очень большое влияние на человека, на его настроение и поведение, на эмоциональное восприятие действительности.
. JC-^4 JT'-CCfT'^f Л J^atbil^.Н5П?
ниям природы по-разному, все зависит от характера человека, от сложившихся привычек...
Пушкин любил осень: «Это моя пора, пора особых вдохновений!» Весну он терпеть не мог:
«Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...»
А для Пришвина весна была «отрадой, умиленьем, все оживает, пробуждается природа, а вместе с ней и я».
Уже только из этих примеров мы можем извлечь для себя полезный вывод: «атмосфера и характер человека... взаимосвязаны».
Но «атмосфера», не как явление природы, а в творческом смысле, представляет собой более сложное, более «влиятельное» понятие.
Удобным «пособием» для нас послужит сейчас пьеса М.Булгакова «Бег»: она позволит нам сделать плавный переход от предыдущей темы к новой - от «темпо-ритма» к «атмосфере».
Уже в самом названии пьесы угадывается «сотрудничество» этих обоих понятий. Больше того/ за словом «бег» вполне может угадываться и подтекст. Однако, нам нужно знать наверняка. Поэтому вполне справедливы «нетерпеливые» вопросы: почему бегут люди, откуда и куда, какие предлагаемые обстоятельства и какое исходное событие их обратили в бегство?
Булгаков не расставляет указательных знаков, но и не задает ребусов. С первой же картины мы понимаем, что причина людского столпотворения, массового панического бегства - революция. Ее удар, по своей силе и непредсказуемости последствий, был таким мощным, что в одно мгновение выбил людей «из себя», из домов, сорвал с мест, и как огненный вихрь, набирая угрожающую скорость, погнал их, бегущих, с родной земли прочь! Бежали банкиры и промышленники, офицеры и солдаты, умные и дураки, честные и жулики! Бежали в ужасе и страхе, теряя на бегу штаны и штиблеты, благородство и достоинство, совесть! А им, то в спину, то в лицо - ветер, снег, дождь! То холод и озноб! То жара - пот, пыль!
Как вам нравится булгаковский темпо-ритм? Но главнее сейчас для нас - атмосфера, атмосфера бегства. Ее необходимо «конкретизировать», «углубить», чтоб она приобрела значение внутренней, психологической основы всего спектакля в целом и каждой роли в отдельности. Для этого нужно «вскрыть» поступки персонажей - познать их характеры, со снайперской точностью попасть в жанр пьесы, в сверхзадачу автора.
«Сны» - вот как своеобразно, довольно оригинально определяет жанр пьесы сам автор - на то он и Булгаков! А мы, наверное, разобрав досконально пьесу, определим ее жанр более привычной для себя формулировкой: трагикомедия (трагическая комедия). Конечно, смешно, когда бравый и общипанный Чернота шествует по Парижу без портков, в одних кальсонах. Конечно же, печально, трагично, когда рушатся судьбы, когда гибнут люди.
Что такое «сны» по-булгаковски? Фантасмагория, начиненная взрывоопасными метафорами и гиперболами, что, естественно, оправдано самой природой жутких снов бегущих в страшном хаосе людей.
«Преувеличение» ситуации и накала драматических событий Булгакову необходимы и как постановочный прием, чтобы театры точнее поняли и безоговорочно приняли его замысел, а затем, чтобы и зрители испытали те же чувства, которые испытал автор, которые потрясли его «до буйства, до изнеможения», когда он изучал исторический материал и работал над пьесой. Нет, я не собираюсь вдаваться в исследовательские подробности, я только хочу подчеркнуть, в какой «атмосфере» Булгаков творил свой «Бег».
А теперь напомню о тех персонажах, поступки которых и создают атмосферу страха и безнадежности.
Хлудов - комплексующий вояка, при всех рассуждениях о высоких материях, низок в проявлении своих гипертрофированных чувств, готов всех повесить лишь за то, что ему кажется, что его все «не любят». Столбы, превращенные в виселицы - это дело его рук. Он зверь, изгнанный из своего логова, и теперь, на бегу, мстит за нарушенный покой неповинным людям... Кто-нибудь здесь напомнит мне широко известное изречение Станиславского:
«Ищи в плохом хорошее»? В этом случае и искать нечего. Если вот только вспомнить о тех мгновениях, когда Хлудова преследует тень повешенного им солдата Крапилина? Но это же не «боль совести», а все та же навязчивая «шиза» - почему меня не любят? Не зря же Булгаков «отбирает» у Хлудова воинскую гордыню - «Честь имею!», лишая его тем самым офицерской чести.
Стоит еще упомянуть о представителе контрразведки под фамилией- кличкой Тихий. Этот откровенный подонок ухитряется на бегу... работать: шантажировать, вымогать, пытать, убивать. Для этой цели он прихватил с собой (какой предусмотрительный!) целый набор инструментов профессионала-инквизитора: специальную лампу, особую иглу и т.п.
К этой мерзкой своре следует отнести и Корзухина, бросившего больную жену, озабоченного лишь спасением своей шкуры.
Булгаков безжалостен к подобным типам. Им прощенья нет - за предательство и жестокость.
Совсем по-другому Булгаков относится к Голубкову и Серафиме.
Видимо, по той причине, что они, эти два интеллигентных человека, опомнились и бегут теперь уже из Константинополя – назад, домой, в родные края. Булгаков явно «поощряет» их поступок, но обходится с ними без сентиментальностей. Он устраивает им обратный путь тем же маршрутом, которым они совершали бегство от Родины. Он как бы разрешает им вернуться (остальных-то он оставил «за бугром» - пьянствовать, нищенствовать, скупить, стреляться), но они еще раз должны прожить-прочувствовать свою вину. Он устраивает им жестокий экзамен на прочность - он испытывает их снами. Восемь снов - вот цепь испытаний, от которых Булгаков освободит их, когда они пройдут сквозь «чистилище». И все-таки Булгаков пожалеет их. Знаете, почему? Потому что они любят друг друга, потому что их любовь тоже выдержала испытание в борьбе с пошлостью и хамством! Вот такой шекспировский конфликт? Как вы считаете, конфликт принимает участие в создании атмосферы? Безусловно!
И все-таки рекомендую вам обратиться непосредственно к пьесе, чтобы не с чужих слов, а «пропустив через себя» великолепный драматургический материал, вы смогли намного глубже почувствовать, значит, и понять, что такое атмосфера, как она создается автором, и какое она имеет значение для произведения, а в дальнейшем - для сценического творчества.
Ну, и в заключение – традиционное «итоговое приложение» наших учителей к пройденной теме.
Атмосфера: - эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода, всего спектакля, фильма, - зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, от конфликта, от темпо-ритма, от «зерна»... постоянно взаимосвязана со сквозным действием, с местом и временем каждого действия каждого персонажа; - напрямую зависит от действующего лица, от его характера; - способствует созданию целостности спектакля, фильма;
|