Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой режим земельных участков, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую научную ценность
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 46 Земельного кодекса к землям иного природоохранного назначения относятся земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, обладающие особой научной ценностью (далее — научно ценные земли). Охрана научно ценных земель осуществляется в соответствии со ст. 6 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», которая предусматривает, что территории и объекты, обладающие особой научной ценностью, подлежат комплексной охране, порядок осуществления которой определяется положением о каждой из таких территорий или о каждом объекте, которое в соответствии с этим Законом утверждается Минэкоресурсов. Следует, однако, отметить, что законодательство в отношении научно ценных земель развито недостаточно, а потому представляется затруднительным четко определить критерии особой научной ценности объектов и их правовой режим. Формулировку ст. 46 Земельного кодекса необходимо толковать таким образом, что земли могут быть отнесены к данному правовому режиму не только тогда, когда на них расположены какие-либо объекты, представляющие особую научную ценность, но и когда сами эти земли представляют особую научную ценность. Определенные критерии отнесения земель к научно ценным землям можно найти в Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000—2015 годы, которая предусматривает проведение научных исследований в отношении научно ценных объектов природы. Согласно п. 4 Программы составными элементами экологической сети являются, в частности: · земли с участками степной растительности, · луга, · пастбища, · каменные россыпи, · пески, · солончаки, · земельные участки, на которых произрастают природные растительные группировки, занесенные в Зеленую книгу Украины, · земельные участки, являющиеся местами пребывания или произрастания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, · радиоактивно загрязненные земли, не использующиеся и подлежащие отдельной охране — как природные регионы с особым режимом. Это, пожалуй, примерный перечень земель, которые могут быть отнесены к научно ценным землям. Хотя, возможно, в случае обнаружения какого-либо научно ценного природного образования на земельный участок под таким образованием будет распространен правовой режим научно ценных земель — речь может идти о какой-либо природной аномалии — магнитной, радиационной, экологической и т. д. Экологическому законодательству Украины известен правовой институт резервирования ценных для заповедывания природных территорий и объектов (ст. 55 Закона «О природно-заповедном фонде Украины»). Режим резервирования устанавливается временно, до принятия решения об отнесении данных территорий к объектам ПЗФ для обеспечения их сохранности. С учетом новелл в законодательстве Украины — нового Земельного кодекса, законодательства о формировании национальной экологической сети — можно говорить о постепенном формировании отдельного правового режима научно ценных земель. Что касается порядка объявления земель научно ценными, то следует руководствоваться: 1) ст. 6 Закона «О природно-заповедном фонде», согласно которой отнесение земель к научно ценным осуществляется Минэкоресурсов, которое и утверждает положение об особом правовом режиме этих земель. 2) Научно ценными земли могут быть объявлены также в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 6 Закона Украины от 29 июня 1995 г. «О музеях и музейном деле». 3) Кроме того, Закон Украины от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине» к полномочиям органов местного самоуправления относит принятие решений об организации объектов ПЗФ местного значения и других территорий, подлежащих особой охране (п. 37 ч. 1 ст. 26; п. 3 ч. 1 ст. 33; п. 24 ч. 1 ст. 43). Это означает, что органы местного самоуправления могут организовывать на природных территориях, на которые распространяется их юрисдикция, такие объекты особой охраны, которые не предусмотрены Законом «О природно-заповедном фонде Украины». Правовой режим научно ценных земель необязательно предполагает осуществление научной деятельности на этих землях — на них может быть обеспечен режим использования и охраны природы, который соответствует научной специфике этих земель и обеспечивает их сохранность для проведения научных исследований. Научно ценные земли могут находиться как в государственной, так и в коммунальной и частной собственности, передаваться в постоянное пользование и в аренду. Таким образом, в соответствии с законодательством Украины можно выделить четыре вида правовых режимов научно ценных земель: а) правовой режим радиоактивно загрязненных земель зоны экологического бедствия, б) правовой режим научно ценных объектов, определяемых статьями 6 и 7 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», в) правовой режим земель, на которых расположены научно ценные природные объекты, являющиеся экспонатами музеев под открытым небом, и г) правовой режим природных объектов особой охраны (не включенных в ПЗФ), созданных по решению органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Вышеперечисленные правовые режимы нельзя считать исчерпывающими в отношении научно ценных земель: п. «б» ч. 1 ст. 46 Земельного кодекса может быть основанием для определения и других правовых режимов научно ценных земель, которые могут быть установлены законодательством Украины.
|