Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий правовой режим земель историко-культурного назначения






 

Правовой режим земель историко-культурного назначения представляет собой порядок поведения субъектов правоотношений по поводу их использования. Поскольку все земли историко-культурного назначения обладают единым целевым назначением, существуют нормы, распространяющиеся на все виды таких земель. В отношении отдельных видов земель историко-культурного назначения законодательство устанавливает особые правила. В первом случае имеется в виду общий правовой режим земель этой категории, а во втором — специальный.

Земли историко-культурного назначения согласно ст. 162 Земельного кодекса подлежат особой охране. Земли историко-культурного назначения, на которых расположены природные ландшафты или природные объекты, имеющие историко-культурную ценность, являются составной частью национальной экологической сети Украины и на них распространяется правовой режим, предусмотренный для территорий национальной экологической сети Украины.

Использование земель историко-культурного назначения в соответствии со ст. 38 Закона от 25 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» бывает общим и специальным.

Общее использование этих земель, как правило, осуществляется посетителями объектов культурного наследия, которые пользуются такими землями бесплатно с соблюдением установленного для них режима. Специальное использование земель историко-культурного назначения осуществляется на праве собственности, аренды земли, постоянного землепользования.

Согласно ч. 1 ст. 54 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Это закреплено в ст. 17 Закона «Об охране культурного наследия» и в ст. 21 Основ законодательства Украины о культуре от 14 февраля 1992 г..

Согласно пункту «в» ч. 3 ст. 83 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения, имеющие особую ценность, не могут передаваться из коммунальной в частную собственность. Закон устанавливает два вида земель, имеющих особую ценность: а) земли, на которых расположены памятники археологии (ст. 17 Закона «Об охране культурного наследия») и б) земли, на которых расположены объекты культурного наследия, занесенные в Государственный реестр объектов национального культурного достояния в соответствии со ст. 14 Основ законодательства Украины о культуре. Во всех остальных случаях земли историко-культурного назначения могут передаваться в частную собственность.

В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения общегосударственного значения не могут передаваться из государственной в коммунальную собственность. Ст. 18 Закона «Об охране культурного наследия» устанавливает, что Верховная Рада Украины определяет перечень земель историко-культурного назначения, не подлежащих приватизации. Такой перечень пока не утвержден, однако законодательство Украины определяет виды земель историко-культурного назначения, не подлежащих приватизации: а) земли историко-культурного назначения, на которых расположены памятники археологии; б) земли, на которых расположены объекты национального культурного достояния, занесенные в Государственный реестр объектов национального культурного достояния (ст. 14 Основ законодательства Украины о культуре); в) объекты культурного наследия общегосударственного (национального) значения (ст. 5 Закона Украины от 4 марта 1992 г. «О приватизации государственного имущества» в редакции Закона от 19 февраля 1997 г); г) квартиры-музеи, квартиры в домах историко-культурных заповедников, музеев-заповедников (ч. 2 ст. 2 Закона Украины от 19 июня 1992 г. «О приватизации государственного жилищного фонда»).

При этом законодательство не препятствует аренде или передаче в пользование на других правовых основаниях указанных видов земель при условии согласования с Государственной службой охраны культурного наследия и с оформлением охранных договоров в установленном порядке. Остальные земли историко-культурного назначения подлежат приватизации на общих основаниях.

Субъекты права собственности должны владеть, пользоваться и распоряжаться землями историко-культурного назначения с соблюдением установленного законодательством и землеустроительной документацией правового режима этих земель. Распоряжение землями историко-культурного назначения осуществляется по согласованию с Государственной службой охраны культурного наследия Минкультуры Украины. Лицу, которое получило право владения, пользования или управления земельным участком историко-культурного назначения с расположенным на нем памятником, запрещается передавать этот земельный участок во владение, пользование или управление другим лицам. Это правило не распространяется на нанимателей жилого дома, находящегося в государственной или коммунальной собственности. При продаже памятника с занимаемым им земельным участком собственник должен письменно уведомить местный орган охраны культурного наследия и Государственную службу охраны культурного наследия об условиях продажи. Последняя имеет право преимущественной покупки земельного участка историко-культурного назначения общегосударственного значения. Местные органы охраны культурного наследия имеют право преимущественной покупки земель историко-культурного назначения местного значения. В случае отказа от этого права или неосуществления его в течение месяца собственник имеет право распорядиться землей по собственному усмотрению. Право преимущественной покупки не применяется, если купля-продажа земель историко-культурного назначения происходит между близкими родственниками, перечень которых указан в законе.

Управление землями историко-культурного назначения имеет свою специфику. Во-первых, существуют специальные органы, обладающие определенной компетенцией в сфере управления землями историко-культурного назначения. Во-вторых, имеется специфика в мерах, применяемых при управлении этими землями! Полномочиями по управлению землями историко-культурного назначения обладают органы охраны культурного наследия местных государственных администраций, органов местного самоуправления. При последних действуют консультативные советы по вопросам охраны культурного наследия. Определенной компетенцией в сфере обеспечения режима охраны этих земель наделены также органы самоорганизации населения. Специальными органами в сфере управления землями историко-культурного назначения являются Министерство культуры и искусств Украины и Государственная служба охраны культурного наследия этого Министерства. Полномочиями в этой сфере обладает также Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре.

Определенной спецификой обладает правовое регулирование взимания платы за земли историко-культурного назначения. В соответствии со ст. 7 Закона Украины от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» в редакции Закона от 19 сентября 1996 г. за объекты, расположенные на землях историко-культурного назначения населенных пунктов, которые не связаны с обеспечением режима охраны памятников культуры, земельный налог взимается в повышенном размере с применением коэффициентов: 7, 5 — для земель, на которых расположены памятники международного значения; 3, 75 — для земель общегосударственного значения и 1, 5 — для земель местного значения.

Ставка земельного налога за временное пользование землями историко-культурного назначения за пределами населенных пунктов в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О плате за землю» устанавливается в размере 50% от денежной оценки площади пашни по области. Закон не устанавливает обязанности уплачивать земельный налог собственникам земель историко-культурного назначения, так как до принятия нового Земельного кодекса запрещалась передача в частную собственность этих земель. Возникла ситуация, когда постоянные пользователи этих земель и собственники (в том числе частные) не обязаны уплачивать земельный налог за земли историко-культурного назначения за пределами населенных пунктов. В соответствии со ст. 12 указанного Закона от земельного налога освобождаются историко-культурные заповедники, а также отечественные заведения культуры.

Определение размера вреда, причиненного загрязнением и засорением земель историко-культурного назначения, также имеет свою специфику. За нарушение правового режима земель историко-культурного назначения ст. 44 Закона «Об охране культурного наследия» устанавливает для юридических лиц весьма жесткие штрафы: от 1700 до 17000 гривен. Общие требования к обеспечению правового режима земель - историко-культурного назначения установлены ч. 2 ст. 7 Закона Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины»: на землях историко-культурного назначения запрещается любая деятельность, которая отрицательно влияет или может отрицательно повлиять на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов либо препятствовать их использованию по целевому назначению. В соответствии с ч: 3 ст. 37 Закона «Об охране культурного наследия» для обеспечения режима охраны как зарегистрированных объектов культурного наследия, так и тех, которые могут быть выявлены в дальнейшем, вопросы, связанные с предоставлением земельных участков, решаются по согласованию с соответствующим органом охраны культурного наследия.

Согласно ст. 21 указанного Закона в случае, если собственник не соблюдает правовой режим земель историко-культурного назначения, соответствующие органы охраны культурного наследия выносят ему предупреждение. Если собственник не выполнит условия предупреждения, по решению суда его земельный участок может быть изъят. В неотложных случаях иск может подаваться без вынесения предупреждения. При принудительном изъятии земельного участка происходит возмещение связанных с этим убытков.

В соответствии со ст. 23 указанного Закона все собственники земель историко-культурного назначения обязаны заключать с соответствующим органом охраны культурного наследия охранные договоры. Заключение охранных договоров осуществляется в соответствии с Порядком заключения охранных договоров на памятники культурного наследия, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2001 г. № 1768..Охранный договор устанавливает режим использования конкретного земельного участка историко-культурного назначения. Собственник такого земельного участка обязан не позднее одного месяца со дня получения его в собственность заключить охранный договор с органами Государственной службы охраны культурного наследия Минкультуры Украины.

Если земельный участок относится к землям историко-культурного назначения общегосударственного значения (на нем расположен памятник национального значения), местный орган охраны культурного наследия подписывает охранный договор с Государственной службой охраны культурного наследия Минкультуры Украины. Если земельный участок общегосударственного значения находится в управлении любого центрального органа государственной власти (за исключением Государственной службы охраны культурного наследия), охранные договоры заключаются между таким органом и Государственной службой охраны культурного наследия Минкультуры.

В охранном договоре устанавливаются особенности режима использования земель, виды и сроки реставрационных, консервационных, ремонтных работ, работ по благоустройству территории и других, необходимость проведения которых устанавливается соответствующим органом охраны культурного наследия. Типовая форма охранного договора приводится в вышеуказанном Порядке. К нему прилагаются: акт технического состояния памятника; опись культурных ценностей и предметов памятника с определением места и условий хранения и использования; план этажей памятников — зданий и сооружений; план инженерных коммуникаций и внешних сетей (при наличии); генеральный план земельного участка, на котором расположен памятник; паспорт памятника.

Собственник земельного участка историко-культурного назначения обязан обеспечить соблюдение требований противопожарной, экологической, санитарной безопасности, режима охраны и использования памятника. Отсутствие охранного договора не освобождает собственника от обязанностей, возложенных на него Законом «Об охране культурного наследия». Режим использования земель общегосударственного значения устанавливает Государственная служба охраны культурного наследия Минкультуры Украины, а земель местного значения — органы охраны культурного наследия местных государственных администраций.

При возникновении угрозы сохранности памятника собственники или пользователи земельного участка, на котором расположен памятник, обязаны сообщить об этом органам охраны культурного наследия местных государственных администраций, а также органам местного самоуправления. Размещение рекламы на землях историко-культурного назначения общегосударственного значения в соответствии со ст. 24 Закона «Об охране культурного наследия» осуществляется по согласованию с Государственной службой охраны культурного наследия — для земель общегосударственного значения и органами охраны культурного наследия местных государственных администраций — для земель местного значения.

Согласно п. 10 Положения о порядке предоставления горных отводов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 1995 г. № 59, горные отводы под землями историко-культурного назначения предоставляются по согласию соответствующих органов местного самоуправления и органов охраны культурного наследия.

Консервация, реставрация, ремонтные и другие работы на памятниках национального значения проводятся при наличии письменного разрешения Государственной службы охраны культурного наследия Минкультуры Украины на основании согласованной с ней научно-проектной документации. Аналогичные работы на памятниках местного значения проводятся при наличии письменного разрешения органов охраны культурного наследия местных государственных администраций и местного самоуправления и согласованной с ними научно-проектной документации. В соответствии со ст. 9 Закона «Об охране культурного наследия» собственники и пользователи земель историко-культурного назначения обязаны допускать лиц, уполномоченных органами охраны культурного наследия для выполнения работ по охране памятников. Однако работы, которые могут отрицательно повлиять на состояние памятника, могут проводиться только после исследования памятника за счет организаторов таких работ.

Орган охраны культурного наследия обязан запрещать любую деятельность, создающую угрозу сохранности памятников культуры или нарушающую их правовой режим. Предписания органов охраны культурного наследия являются обязательными для всех физических и юридических лиц. Такие же полномочия имеют органы местного самоуправления, на территории которых нет органов охраны культурного наследия. Согласно ст. 12 Закона «Об охране культурного наследия» правовой режим земель историко-культурного назначения предусматривает не только охрану памятников культуры, но и свободный доступ посетителей для ознакомления с ними. На органы охраны культурного наследия и собственников соответствующих земель возлагается обязанность обеспечить доступ к памятникам культуры для проведения экскурсионной, туристско-рекреационной деятельности.)Д1орядок организации такого доступа отражается в охранных договорах. Правовой режим земель историко-культурного назначения устанавливает запрет на виды деятельности, препятствующие доступу к историко-культурным объектам. Ограничения могут быть установлены лишь в исключительных случаях (ст. 14 Основ законодательства Украины о культуре).

На земли историко-культурного назначения распространяется режим особо ценных земель, установленный ст. 150 Земельного кодекса. Они не могут быть изъяты для несельскохозяйственных нужд, кроме случаев особой необходимости и в особом порядке. " 0 соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона «Об охране культурного наследия» перевод земельных участков в категорию земель историко-культурного назначения не может быть основанием для принудительного изъятия земельных участков у их собственников и пользователей при условии соблюдения ими правового режима земель историко-культурного назначения.

Нормативные предписания по обеспечению правового режима земель историко-культурного назначения содержатся и в других актах. Так, в соответствии со ст. 11 Основ законодательства Украины о культуре на всех граждан возлагается обязанность обеспечивать режим охраны земель историко-культурного назначения. Статья 23 Закона Украины от 6 октября 1998 г. «Об аренде земли» обязывает арендаторов соблюдать правовой режим земель историко-культурного назначения. Согласно ст. 10 Закона Украины от 23 декабря 1998 г. «О топографо-геодезической и картографической деятельности» при производстве топографо-геодезических и картографических работ должен обеспечиваться режим земель историко-культурного назначения. B ч. 2 ст. 45 Закона Украины от 12 июля 2001 г. «О нефти и газе» устанавливается, что проекты производства геолого-разведывательных работ на землях историко-культурного назначения подлежат обязательной экологической экспертизе. В ст. 33 Закона Украины от 5 марта 1998 г. «Об отходах» запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов на землях историко-культурного назначения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал