Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные правовые режимы земель историко-культурного назначения
Отдельные виды земель историко-культурного назначения имеют специальный правовой режим, вытекающий из специфики, определенной законодательством Украины. Особые правовые предписания относятся к режиму земель, на которых расположены памятники культуры, историко-культурные заповедники, музеи-заповедники, охраняемые археологические территории, исторические ареалы населенных пунктов и их охранные зоны. Специальный правовой режим земель, на которых расположены памятники культуры. Правовой режим памятников установлен законодательством Украины для всех объектов культурного наследия, не являющихся заповедниками, историческими Ареалами населенных пунктов, особо охраняемыми археологическими территориями или их охранными зонами. На объект культурного наследия распространяется правовой режим памятника с момента его регистрации в Государственном реестре недвижимых памятников Украины согласно ст. 13 Закона «Об охране культурного наследия». При регистрации памятника в отношении него устанавливается правовой режим памятника национального или местного значения. Регистрация объектов культурного достояния предусмотрена и ст. 14 Основ законодательства Украины о культуре. В соответствии с Положением о Государственном реестре национального культурного достояния, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1992 г. № 466, он_ ведется в отношении всех объектов культурного достояния, имеющих особую ценность: как недвижимых (объектов культурного наследия), так и движимых (библиотечных, музейных, архивных фондов). Однако специальный порядок охраны указанных объектов устанавливается соответствующим законодательством об объектах культурного наследия, музейном, и библиотечном архивном деле. Анализ законодательства Украины показывает, что в Государственный реестр национального культурного достояния включаются не все объекты культурного наследия, а только обладающие исключительной ценностью, а потому не подлежащие приватизации. Занесение объектов культурного наследия в указанный реестр осуществляют Минкультуры, Госстрой. Не может быть занесен в этот реестр объект культурного наследия, который не занесен предварительно в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. Занесение памятников в Государственный реестр недвижимых памятников Украины осуществляется в соответствии с установленным Кабинетом Министров порядком. Специальный правовой режим земель историко-культурных заповедников установлен ст. 33 Закона «Об охране культурного наследия». Ансамбли и комплексы памятников, имеющие исключительную антропологическую, археологическую, эстетическую, этнографическую, историческую, научную или художественную ценность, могут быть объявлены Кабинетом Министров Украины государственными историко-культурными заповедниками или музеями-заповедниками. Законодательство устанавливает следующие виды историко-культурных заповедников: собственно историко-культурные, историко-архитектурные, архитектурно-исторические, историко-мемориальные, историко-археологические, историко-этнографические. Несмотря на то, что историко-культурные заповедники объявляются по решению Кабинета Министров Украины, это не означает, что они относятся к объектам культурного наследия национального значения. Памятники историко-культурных заповедников могут быть как национального, так и местного значения. Отдельным историко-культурным заповедникам, имеющим национальное значение, может быть присвоен статус национальных в соответствии с Указом Президента Украины от 11 октября 1994 г. № 587/94 «О национальных заведениях культуры». Такие заповедники находятся, как правило, в подчинении Минкультуры. Этим Указом статус национального получил, в частности, заповедник «София Киевская». Специальный правовой режим земель историко-культурных заповедников установлен положениями о каждом из таких заповедников. Положения утверждаются, как правило, областными государственными администрациями по согласованию с Минкультуры и Госстроем Украины. Помимо этого для земель историко-культурных заповедников утверждаются генеральные планы развития. Примером постановления Кабинета Министров Украины о создании историко-культурного заповедника может служить постановление от 13 марта 2002 г. № 284 «О Государственном историко-культурном заповеднике «Трипольская культура» в Черкасской области». Специальный правовой режим земель, на которых расположены музеи-заповедники и музеи. Правовой режим музеев рассмотрен в главе «Правовой режим земель рекреационного назначения». Здесь мы лишь коснемся специфики правового режима земель музеев-заповедников. B соответствии со ст. 6 Закона Украины от 29 июня 1995 г. «О музеях и музейном деле» на основе ансамблей, комплексов памятников и отдельных памятников природы, истории, культуры и территорий, представляющих особую историческую, научную и культурную ценность, могут создаваться музеи-заповедники, музеи под открытым небом, мемориальные музеи-усадьбы. Музеи, содержащие объекты культурного наследия, располагаются на землях историко-культурного назначения. Уникальные памятники Музейного фонда Украины подлежат занесению в Государственный реестр национального культурного достояния. Музеи-заповедники образуются в таком же порядке, что и историко-культурные заповедники, с учетом той особенности, что на них распространяется еще и музейное законодательство. Специальный правовой режим охраняемых археологических территорий установлен ст. 31 Закона «Об охране культурного наследия» Топографически определенные территории или водные объекты, в которых содержатся объекты культурного наследия или возможно их наличие, могут объявляться решением Государственной службы охраны культурного наследия охраняемыми археологическими территориями на ограниченный или неограниченный срок по представлению местного органа охраны культурного наследия. Правовой режим каждой охраняемой археологической территории определяется Государственной службой охраны культурного наследия. Список охраняемых археологических территорий Украины по представлению Государственной службы охраны культурного наследия утверждает Кабинет Министров Украины. На охраняемых археологических территориях запрещаются градостроительные, архитектурные и ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, земляные работы без разрешения территориального органа охраны культурного наследия и согласования с Институтом археологии НАН Украины. Археологические раскопки на всех землях историко-культурного назначения осуществляются по разрешению Государственной службы охраны культурного наследия. Такие разрешения выдаются при условии соблюдения исполнителем требований по охране объекта культурного наследия и при наличии у него необходимого квалификационного документа (открытого листа), выданного Институтом археологии НАН Украины. До начала работ исполнитель должен зарегистрировать разрешение Государственной службы охраны культурного наследия в местном органе охраны культурного наследия. Разрешение является действительным в течение одного года. Исполнитель работ обязан привести земли, нарушенные при производстве работ, в благоустроенное состояние. Собственники земли и землепользователи обязаны не препятствовать проведению археологических раскопок на землях историко-культурного назначения лицами, имеющими разрешение Государственной службы охраны культурного наследия. Однако они имеют право на возмещение убытков, причиненных такими работами. Возмещение осуществляется организатором работ. Если во время проведения любых земляных работ обнаружена находка археологического или исторического характера, исполнитель работ обязан приостановить их и в течение суток сообщить о ней соответствующему органу охраны культурного наследия и органу местного самоуправления. Такая же обязанность возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 59 Кодекса Украины о недрах и на лиц, ведущих работы в недрах. Земляные работы могут быть возобновлены только после археологического исследования территории по разрешению местного органа охраны культурного наследия. Правовой режим охраняемой археологической территории прекращается по истечении срока, на который он установлен, или по решению Государственной службы охраны культурного наследия. Специальный правовой режим исторических ареалов населенных пунктов установлен ч. 2 ст. 32 Закона «Об охране культурного наследия». Для защиты традиционного характера среды населенных пунктов они заносятся в Список исторических населенных мест Украины, который утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Государственной службы охраны культурного наследия. Пределы и режимы использования исторических ареалов населенных пунктов, ограничения хозяйственной деятельности на их территории определяются в установленном Кабинетом Министров Украины порядке. Такие пределы и правовые режимы устанавливаются соответствующей научно-проектной документацией, утверждаемой Государственной службой охраны культурного наследия или уполномоченным ею местным органом охраны культурного наследия. Органы охраны культурного наследия местного самоуправления исторических населенных пунктов создаются местными советами по согласованию с Государственной службой охраны культурного наследия. Исторический ареал охватывает исторически сформированную часть населенного пункта, сохранившую старинный вид, Планировку и характер застройки. Он является специально выделенной в населенном пункте территорией историко-культурного значения с утвержденными пределами, которая должна (фиксироваться во всех градостроительных и землеустроительных документах. В одном населенном пункте может быть несколько исторических ареалов. Следует иметь в виду, что к землям историко-культурного назначения относится не вся территория исторического ареала, а только та, на которой расположены памятники культуры и их охранные зоны, заповедники и охраняемые археологические территории. Режим использования исторических ареалов определяется их историко-культурным потенциалом (количеством и видами объектов культурного наследия, общей градостроительной структурой). Ответственными за определение пределов и режимов использования исторических ареалов населенных пунктов являются Минкультуры, Госстрой и уполномоченные ими органы охраны культурного наследия." Пределы исторических ареалов населенных пунктов и основы правового режима использования их земель устанавливаются в историко-культурных опорных планах этих населенных пунктов. Такие титаны разрабатываются специализированными учреждениями по указанию органов Госстроя и охраны культурного наследия на основе специальных научных исследований. Они подлежат согласованию с органами местного самоуправления, Минкультуры и утверждаются Госстроем. Для каждого исторического ареала органами Госстроя и охраны культурного наследия разрабатываются правила охраны и использования, регламентирующие правовой режим использования его земель и ограничения, связанные с обеспечением его охраны. Правовой режим исторических ареалов населенных пунктов определяется органами местного самоуправления генеральных планах населенных пунктов и в планах земельно-хозяйственного устройства населенного пункта. Исторические ареалы рассматриваются законодательством как специфический объект градостроительного проектирования. В соответствии с Порядком составления плана земельно-хозяйственного устройства населенного пункта, утвержденного приказом Минстройархитектуры и Госкомзема Украины от 24 сентября 1993 г. № 158/61, план земельно-хозяйственного устройства населенного пункта определяет пределы земель историко-культурного назначения и устанавливает особенности их правового режима в данном населенном пункте. Местные правила застройки исторических населенных пунктов подлежат согласованию с Минкультуры и Госстроем. На землях исторических ареалов населенных пунктов, занесенных в Список исторических населенных мест, запрещается производство градостроительных, архитектурных и ландшафтных преобразований, строительных, мелиоративных, земляных работ без разрешения территориального органа охраны культурного наследия и согласования с Институтом археологии НАН Украины. Разработке проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений на землях исторических ареалов должна предшествовать разработка историко-градостроительного обоснования. Результаты исследований, проведенных при разработке таких обоснований, отражаются в историко-архитектурном опорном плане. В отношении отдельных исторических населенных пунктов принимаются программы обеспечения их охраны.
|