Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в микроэкономику. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Микроэкономика – это относительно самостоятельная ветвь ЭТ, изучающая производственные отношения (ПО) на уровне первичного звена народного хозяйства – предприятия, фирмы. !!! Основные проблемы микроэкономики: 1.Поведение потребителя в рыночной экономике; 2.Поведение производителя в рыночной экономике; 3.Распеделение факторов производства и факторных доходов в рыночной экономике. В рыночной экономике производится только то, что продается, что пользуется спросом. Носителем спроса выступает потребитель, который, как правило, ограничен в средствах, которые он может направить не покупку нужных ему благ и услуг. Вот почему изучение микроэкономики мы начинаем с изучения поведения потребителя.
Поведение потребителя в рыночной экономике. !!! ПРИНЦИП РАЦИОНАЛИЗМА Рационально действующий потребитель всегда стремится так потратить свой ограниченный доход ( I), чтобы приобрести такой набор товаров и услуг, потребление которого принесло бы ему максимальное удовлетворение ( Umax). Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей. Каждый человек по-своему определяет насколько полезна для него та или иная вещь. Экономисты договорились измерять полезность вещей в гипотетических единицах «ЮТИЛАХ». Если сложить полезности каждой вещи, потребляемой человеком, то получим их ОБЩУЮ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU-Total Utility). TU=Ux+Uy+Uz TU= Ux1+ Ux2+ …Uxn Предельная полезность (Marginal Utility: MU) – это прирост общей полезности (∆ TU), вызванный потреблением ещё одной дополнительной или последней единицей продукции (∆ Q).
!!! В соответствии с главным выводом ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, полезность вещи, её ценность для человека СНИЖАЕТСЯ по мере насыщения потребности в ней. Два основных подхода к изучению предпочтений потребителя: ! 1.Порядковый. Э тот подход базируется на следующих аксиомах: АКСИОМА НЕНАСЫЩЕНИЯ, в соответствии с которой потребитель всегда предпочтёт тот набор товаров и услуг, в котором при равенстве всех одного товара, хоть на единицу больше. АКСИОМА ТРАНЗИТИВНОСТИ, в соответствии с которой " A B, B C, A C A B товарный набор A предпочтительней товарного набора B A B эквивалентен A B товар B не хуже товарного набора A, но потребитель предпочитает A. АКСИОМА ВЫБОРА, в соответствии с которой никто и ничто не мешает потребителю сделать свой выбор, а сам он в состоянии это сделать. Условие равновесия или оптимума потребления при порядковом подходе:
, где
MUx, MUy, ... MUz есть предельные полезности, приобретаемых потребителем товары; Px, Pу, ... Pz есть цены товаров, которые приобретает потребитель; l есть некий коэффициент, характеризующий степень удовлетворения от обладания деньгами. Первый закон Госсена – маржиналистский закон, согласно которому в ходе индивидуального потребления определённого блага полезность каждой его последующей единицы снижается и при насыщении (в предельном случае) достигает нуля. Второй закон Госсена – маржиналистский закон, согласно которому потребитель максимизирует свою полезность, когда распределяет, имеющиеся у него средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров. Экономический смысл бюджетной линии (KL) заключается в том, что все её точки характеризуют такие наборы товаров x, y, которые потребитель может приобрести, потратив ВЕСЬ свой доход. !!! УРАВНЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ. y
x Свойства кривых безразличия: 1.Они НИКОГДА не пересекаются; 2.Та, что выше и правее характеризует товарные наборы, потребление которых приносит потребителю БОЛЬШЕЕ удовлетворение (U1 < U2, U3 < U4); 3.Кривые безразличия можно провести через любую точку координатной плоскости; 4.Для нормальных товаров кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.е. выпуклый к началу координат. В микроэкономическом анализе все товары условно классифицируют на: Товары goods – НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ – это такие товары, потребление которых растёт с ростом дохода потребителя. Товары bads – это такие товары, потребление которых СНИЖАЕТСЯ с ростом дохода потребителя (к примеру, хлебо – булочные, макаронные изделия, картофель и капуста, сахар и т.д.) Товары neuters - это НЕЙТРАЛЬНЫЕ товары, это такие товары, потребление которых НЕ зависит от уровня роста дохода потребителя (гробы, обручальные кольца, важнейшие медикаменты, услуги ЖКХ) Экономический смысл кривых безразличия (кривые безразличия – основной инструмент при количественном подходе изучения предпочтений потребителя): Конфигурация кривых безразличия, их взаимоположение зависит от отличия классификации товаров, а также от того насколько товары взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Условия равновесия (оптимума) потребителя при КОЛИЧЕСТВЕННОМ подходе: В точке оптимума (Е0) бюджетная линия (KL) является касательной к самой верхней из доступных кривой безразличия. В точке оптимума (Е0) угол наклона (< a) бюджетной линии и кривой безразличия, к которой она касается одинаков. Предельная норма замещения товаром х товара у (MRSx, y) является то количество товара х, которое должно быть увеличено (∆ Х) в ответ на уменьшение потребления товара у (∆ У¯) так, чтобы общая полезность благ осталась неизменной (U – const)
, где U – const. *БАРРЕЛЬ (англ. barrel, букв. — бочка), мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают баррель сухой — 115, 628 дм3и нефтяной — 158, 988 дм3. Английский баррель (для сыпучих веществ) равен 163, 65 дм3. PEP – «цена – потребление». Конфигурация линии PEP показывает, как будут меняться предподчтения потребителя под воздействием изменения цены товара. IEP – «доход – потребление». Конфигурация этой линии показывает, как изменяются предпочтения потребителя под воздействием изменения его дохода. Эффект замены и эффект дохода. В рыночной экономике прежде, чем начинать производство какой – либо продукции необходимо найти покупателя на неё. Но покупатель ОГРАНИЧЕН В СРЕДСТВАХ и поэтому для производства представлен значительный интерес тому КАК потребитель принимает решение о покупке. ПРИМЕР: Пусть доход потребителя и цена товара у остаются неизменными, а цена товара х снижается. Снижение цены товара х приводит к тому, что РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД потребителя увеличивается. Полученную ЭКОНОМИЮ от снижения цены товара Х потребитель может использовать по – разному: 1.Приобрести больше подешевевшего товара х; 2.Приобрести больше и товара х и товара у; 3.Приобрести больше товара у, ранее менее доступного из – за ВЫСОКОЙ цены; 4.Потребитель может частично уменьшить потребление ОТНОСИТЕЛЬНО подорожавшего товара у и заместить это увеличением потребления подешевевшего товара х. Так возникает эффект дохода и эффект замены. Поведение производителя в рыночной экономике. В современном представлении ОСНОВНЫМИ факторами (необходимыми условиями) ПРОИЗВОДСТВА выступают: труд(N); земля(L); капитал(K); предприимчивость – это СПОСОБНОСТЬ индивидуума действовать в условиях меняющейся КОНЪЮНКТУРЫ рынка. КОНЪЮНКТУРА – в самом общем виде есть стечение обстоятельств в данном месте и в данное время.
Производственная функция. ВНИМАНИЕ! Для осуществления процесса производства необходимо ОДНОВРЕМЕННО наличие ВСЕХ факторов производства. Роль ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ в организации процесса производства заключается в способности предпринимателя создавать такие КОМБИНАЦИИ других факторов производства (N; L; K), использование которых в производстве позволяет выпустить максимально возможный объем продукции ( Qmax). Предельная норма технологического замещения (MRTS) трудом капитала есть то количество труда (∆ N), которое должно быть увеличено в ответ на уменьшение применения капитала (∆ K) так, чтобы объем выпуска продукции остался неизменным (Q – const).
, где Q – const. Экономический смысл ИЗОКВАНТЫ заключается в том, что все её точки характеризуют такие комбинации факторов производства, применение которых в производстве позволяет выпустить ОДИН И ТОТ ЖЕ ОБЪЁМ ПРОДУКЦИИ. ИЗОКВАНТЫ – это своего рода кривые безразличия для производителя и обладают примерно теми же свойствами: 1.Никогда не пересекаются; 2.Та, что выше и правее характер. такие комбинации факторов производства, использование которых в производстве позволяет выпустить большей объём продукции (Q40 > Q22> Q20 > Q10); 3.Можно провести через любую точку координатной плоскости; 4.Всегда имеет отрицательный наклон (выпуклый к началу координат). Экономический смысл изокосты состоит в том, что все её точки характеризуют такие КОМБИНАЦИИ факторов производства, которые производитель может приобрести, потратив ВСЕ имеющиеся у него для этого средства. ПОНЯТИЯ: ВНЕШНИЕ (бухгалтерские) ИЗДЕРЖКИ – это затраты предприятия на покупку необходимых факторов производства СО СТОРОНЫ. ВНУТРЕННИЕ ИЗДЕРЖКИ – ЭТО ДЕНЕЖНАЯ ОЦЕНКА собственных ресурсов фирмы, которые она использует в производстве. Ко внутренним издержкам относится и НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ – это та минимальная сумма денег, которая удерживает талант предпринимателя в данном виде деятельности. Сумма внешних и внутренних издержек составляет ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. Бухгалтерская прибыль – разность между выручкой от реализации продукции и бухгалтерскими издержками. Экономическая прибыль – разность между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. · Издержки производства, выраженные в ДЕНЬГАХ – C(cost); · FC- fixed cost –постоянные издержки- это такие затраты на производство, которые НЕ зависят от объема выпуска продукции (Q). Например, арендная плата, коммунальные услуги… · VC- variable cost – переменные издержки – такие затраты на производство, которые ЗАВИСЯТ от объема выпуска продукции (Q). Например, материалы, топливо, энергия… · TC- total cost- общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек TC= FC+ VC · TR- total revenue –общий доход – выручка от реализации продукции TR=Pi *Qi Сравнивая общий доход и общие издержки, фирма ВЫБИРАЕТСПОСОБПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ: TR- TC=+-П, где +П- прибыль -П – убытки. Тема: Поведение фирмы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции (конспекты).
|