![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. СельвинскийСтр 1 из 14Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БГУК Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования
ПЛАН 1. Педагогика как наука и искусство. 2. Основные категории педагогической науки. 3. Связь педагогики с другими науками. 4. Система педагогических наук
ЛИТЕРАТУРА 1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992 3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г. 4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98 5. Психолого-педагогический словарь для учителей и рук. Ростов н/Д., 98 6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999. 7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001 Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.
Педагогика как наука и искусство. Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире. Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.
И.Сельвинский ЛЕСНАЯ БЫЛЬ В роще убили белку, Была эта белка мать. Остались бельчата мелкие, Что могут они понимать? Сели в кружок и заплакали.
Но старшая, векша лесная, Сказала мудро, как мать: -Знаете что? Я знаю: Давайте будем линять! Мама всегда так делала. (1960)
И.Губерман. (Из гариков) Сперва, резвясь на жизненном просторе, мы глупы, словно молодость сама; умнеем после первого же горя, а после терпим горе от ума.
Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт) Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества). Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали? На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика. Педагогика как наука считает процесс воспитания поддающимся
изучению проектированию контролю Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемыхрезультатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему. Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству? Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве. Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку ü нередко они протекают неосознанно. ü Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»). ü Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).
|