Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. I – Древнеегипетские и вавилонские героические мифы . 3Стр 1 из 31Следующая ⇒
ДЬЯВОЛ
Жорж Минуа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………………………………2
Глава I. ПРООБРАЗЫ ДЬЯВОЛА В ГЕРОИЧЕСКИХ МИФАХ И ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.…3 I – Древнеегипетские и вавилонские героические мифы.……………………………………3 II – Греко-римское влияние.……………………………………………………………………5 III – Сатана и древнееврейский дракон.….……………………………………………………6 IV – Ахриман, маздеистский дьявол.….………………………………………………………7
Глава II. ТАЙНОЕ РОЖДЕНИЕ ИУДЕО-ХРИСТИАНСКОГО ДЬЯВОЛА.………………9 I – Создание апокрифической апокалиптической литературы ………………………………9 II – Его вездесущесть в Новом Завете.….……………………………………………………11 III – Иисус, изгоняющий дьявола.……………………………………………………………12 IV – Угроза дуализма: гностики и их противники.….………………………………………13
Глава III. МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ “ДЬЯВОЛ” В СРЕДНИЕ ВЕКА.….………16 I – Дьявол теологов ……………………………………………………………………………16 II – Монашеский дьявол ………………………………………………………………………17 III – Народный дьявол …………………………………………………………………………18 IV – Уродство и великолепие дьявола в искусстве.…………………………………………19 V – Манихейский и катарский дьявол, мусульманский дьявол, иудаистский дьявол ……21
Глава IV. ВЕЛИКАЯ ОХОТА НА ДЬЯВОЛА (XIV–XVI ВВ.) ………………………………25 I – Подъем одержимости дьяволом, начиная с XIII в.………………………………………25 II – Учебники по демонологии.….……………………………………………………………27 III – Изгнание бесов ……………………………………………………………………………28 IV – Аспекты репрессий ………………………………………………………………………30 V – Объяснения натиска сатаны.….….………………………………………………………34
Глава V. ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА И СКЕПТИЦИЗМ (XVII–XVIII ВВ.).….………………36 I – Рост скептицизма.….………………………………………………………………………39 II – Знаменитые процессы по изгнанию дьявола ……………………………………………38 III – Показательный пример: Луденское дело (1632–1636 гг.).….…………………………39 IV – От религиозного мифа к литературному.………………………………………………41
Глава VI. ДЬЯВОЛ – СУПЕРЗВЕЗДА (XIX–XX ВВ.).….….…………………………………44 I – Освободитель народов.….…………………………………………………………………44 II – Литературная реабилитация.….….………………………………………………………45 III – Кинозвезда.….……………………………………………………………………………47 IV – Мода на сатанизм.….….…………………………………………………………………48
Глава VII. ПОРОЧНЫЙ ВЫХОД ДЬЯВОЛА НА СЦЕНУ.…………………………………53 I – Адвокаты дьявола.…………………………………………………………………………53 II – Персонаж, неудобный для христианской теологии.……………………………………55 III – Конец экзорцизму?.………………………………………………………………………57 IV – Дьявол на кушетке (психоаналитика).….………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………60
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………………62
1
ВВЕДЕНИЕ
Дьявол – фигура иррациональная: порождение нашего разума, который пытается найти логическое объяснение феномена зла при столкновении с действительностью. И хотя для неверующего человека это – мифологическое существо, а для верующего – реальное, различие на самом деле не столь серьезно, как может показаться. Дело в том, что активность вымышленной фигуры может проявляться не менее самостоятельно и эффективно, чем фигуры реальной. Вымысел, обогащенный фантазией – как коллективной, так и индивидуальной – родившись, начинает жить и действовать самостоятельно. Наиболее продвинулась в осмыслении феномена зла западноевропейская культура: понятие «дьявол» всегда играло здесь основную роль, отнюдь не потеряв актуальности и в связи с достижениями современной цивилизации. Дьявол неотделим от Бога. Он неотъемлемая часть религиозного мировоззрения, являясь духом, сверхъестественным существом, совершенно несовместимым с материалистическим мировоззрением. Однако и в религиозной сфере явно демонстрируется иерархическое разнообразие, наблюдаемое в том положении, которое отведено данному феномену. Политеистические религии, в общем-то, не особо в нем нуждаются. Внушительные пантеоны богов, в которых полномочия каждого строго ограничены рамками многовековых традиций, характерны соперничеством «всех против всех», которого оказывается достаточно для объяснения существования зла: оно вызвано дуалистической природой этих существ, несущих, в зависимости от тактических интересов, то благо, то зло. В противоположность язычеству, монотеистические религии не могут обойтись без понятия дьявола. Если существует единый Бог, являющийся источником и блага и зла, единственный путь пристойно оправдать его за второе – каким-то образом выстроить генеалогию зла. Тут на сцену и выступает дьявол. Другого выхода просто нет. Но сразу вырастает громадная проблема – необходимость объяснить, каким образом это инфернальное существо оказывается способным столь серьезно вмешиваться в сотворение всего сущего. Чем больше Бог сливается с Абсолютом, тем он мощнее, добрее, универсальнее, а как следствие – тем выше потребность в дьяволе. Вот почему христианская концепция дьявола оказывается наиболее законченной. Здесь мы приходим к парадоксальному выводу: только сатана может спасти Бога. И действительно, как истинно верующий мог бы хоть на миг уверовать в единого всемогущего и всемилостивого Бога в отсутствие сатаны, на которого можно списать все невероятные физические и моральные страдания, на которые человек обречен в земной юдоли? Как столь совершенное существо, как Бог, могло сотворить столь жалкий мир? Как сказал Джон Уисли, «нет дьявола – нет Бога». И, конечно, эта формула допускает инверсию; это неразделимая пара. Рассматривая мировые религии, можно убедиться в верности подобного постулата. Дьявол как персонифицированный источник зла получил свой реальный статус лишь в рамках великих монотеистических религий, в частности – христианства. В структуре последнего он оказывается столь незаменимым, что эта религия изнутри обречена перманентно подвергаться атакам манихейского дуализма. Дьявол совершенно необходим и с точки зрения религиозной концепции спасения. Если будут спасены только истинно верующие, что делать с прочими? Этот момент объясняет, почему дьявол занимает столь важное место в сектантских религиозных движениях, отличающихся ограниченным кругом членов, где спасение касается только адептов этих движений, а все остальные, таким образом, предаются во власть темных сил. Сатана возник в иудаистских апокалиптических сектантских сообществах. Эти секты христианского толка отводили ему главную роль, а некоторые – возводили в культ, объявляя истинным творцом мира. Возникнув в недрах религиозного мировоззрения, дьявол проник и в светскую культуру, пустив в ней глубокие корни. Церковь, породившая этого неудобного персонажа, стремится ограничить его значение. Однако совсем избавиться от него она не может, иначе неизбежно сама погрузится в пучину неразрешимых противоречий, начав отрицать самое себя.
2
ГЛАВА I
|