Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I – Создание апокрифической апокалиптической литературы






 

Эти книги выстраиваются вокруг такого персонажа, как легендарный патриарх Енох.

Данные письменные источники относят, в основном, к 210–60 гг. до н.э. Основные тексты –

это «Книга Стражей», «Книга Исполинов», «Книга Видений» и «Книга Еноха». На них явно

оказали влияние героические вавилонские мифы. Существование зла здесь объясняется

бунтом ангелов или «Сынов Божьих», ведомых Семихасезом. В их число вошли Азазель,

Велиал, Мастема, Сатанаил, Саммаэль. Эти «ангелы-хранители», которым было поручено

присматривать за миром, нарушают границу, разделявшую божественное и мирское.

Покоренные красотой женщин, они с ними сходятся, и в результате появляется на свет

зловредная раса исполинов, которые распространяют зло по Земле. Более того, эти

взбунтовавшиеся ангелы открывают человечеству секреты металлургии, ювелирного

искусства и косметики. Бог вынужден послать на землю четырех добрых ангелов во главе с

Михаилом, чтобы низвергнуть исполинов в бездну. Мятежные ангелы наказаны. Согласно

ряду других версий, они стали звездами, падающими с неба; в результате появилось

латинское имя Люцифер – «светоносный». Евангелие от Луки приписывает Христу

таинственные слова: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (10, 18). Возможно,

здесь просматривается некая связь между этой апокрифической сек тантской литературой и

христианскими общинами. Книги Еноха связывают воедино вопросы секса и страдания (зла)

с освоением человеком секретов техники, которые, как и в случае с Прометеем, ему были

раскрыты вопреки воле Господней.

Еще один апокрифический труд – «Книга Юбилеев», составленная в 135–105 г. до н.э.

одной из иудаистской сект. Здесь появились варианты и уточнения к истории падших

ангелов. Согласно этому труду, который тоже был найден в Кумране, возглавил мятеж

Мастема. В основе этого имени корень глагола «stm», означающего «ненавидеть» и очень

близкого по звучанию к корню «stn» – «сатана». Подвергая Библию ревизии, автор

«Юбилеев» передает Мастеме все отрицательные черты, отбирая их у Яхве, начиная,

например, с искушения Авраама, который должен принести в жертву своего сына, и вплоть

 

9

   


 

до покушения на жизнь Моисея. Победив взбунтовавшихся ангелов, Бог девять десятых из

них изгнал в ад, а одну десятую – с Мастемой во главе – оставил скитаться по Земле и

искушать людей. Это было сделано по просьбе самого Мастемы: «Господь создатель, оставь

кого-нибудь со мной, кто подчиняется моему голосу и всему, что я им говорю, поскольку,

если их у меня не останется, я не смогу навязывать свою волю сынам человеческим.

Поскольку они суть проводники развращения и непокорности, поскольку велика злоба сынов

человеческих». Таким образом, Мастема-сатана является соблазнителем с полного согласия

Бога; однако так и не было выяснено, кто же должен нести ответственность за зло: дьявол

или человек?

Третья группа апокрифов, появившихся в иудаистских сектантских кругах в I веке до н.э.,

дает различное освещение феномену сатаны и подчеркивает его роль, ответственность Евы и

идею искупления. Это – Книги Адама, списки которых существуют в сирийских, армянских,

эфиопских и других вариантах. Как явствует из названия, в центре их внимания – самый

ранний эпизод в жизни человечества, причем вся эта история подвергнута значительному

изменению. Именно здесь впервые устанавливается явная связь между змеем –

соблазнителем Евы – и сатаной. «Будь моим толкователем, сказал сатана змею, и я произнесу

твоими устами слова, которые ее обманут». Кроме того, мы узнаем, что Каин – это сын Евы

и демона, а также, – что мотив бунта сатаны – зависть. Поскольку он сотворен раньше, чем

Адам и Ева, он отказывает им в любви, отвечая архангелу Михаилу: «Я не люблю Адама.

Почему ты на меня давишь? Но я не любил бы низшее существо, более молодое, чем я. Я

старше его по созданию. Я существовал до того, как он был сотворен. Это он должен меня

любить». Итак, в результате сатана был изгнан на землю, за что и мстит, соблазняя Еву и

подбивая ее на грех.

Книги Адама легли в основу гностического (познающего) движения. В «Откровении

Адама» сказано, что Создатель-демиург – плохой бог, низкий и завистливый. Яхве, который

пытается держать Адама и Еву в своей тиранической власти, запрещает им овладевать

знаниями. Что касается трансцендентного всемогущего бога, он неизвестен. Однако

истинные верующие будут спасены с приходом «озаряющего». Таким образом, у объяснения

падения дьявола грехом гордыни, широко принятого в христианстве и исламе, гностическое

происхождение.

В целом, в Кумране, в иудаистских апокалиптических сектах, иранское влияние

проявилось очень явно. Ессеи претендовали на то, чтобы быть единственными защитниками

Бога, дело которого древние евреи предали. Богом было создано два духа: Князь Света и

Князь Тьмы – Велиал, называемый также Саммаэлем, слепым богом. Все чаще произносится

имя сатаны. Две противостоящие друг другу вселенские силы, добро и зло, готовятся к

великой эсхатологической битве, которая должна привести к разрушению зла, падению

Князя Тьмы и победе Света. В книге, названной «Война сынов света с сынами тьмы» ессеи

создали изложение героического мифа в космогонической стилистике. Развращенный мир

исчезнет в огне и из него родится новый, населенный избранными. Они готовятся к

апокалиптическому столкновению между Богом и дьяволом. «Ты создал сатану – ангела

Мастему – для преисподней. Он царит во мраке и его цель – распространять зло и грех».

Ессеи (сыновья света) считали себя творцами будущей победы над сатаной.

Именно в этой литературе дьявол называется различными именами: Сатана, Велиал,

Мастема, Семихасез и др. – и приобретает все те черты, которые будут присущи ему в Новом

Завете: падший ангел, из-за любострастия и гордыни он становится врагом как Бога, так и

человека – стараясь столкнуть последнего с Создателем и распространяя повсюду зло.

Подобное существо – типичный плод апокалиптического сектантского менталитета, который

распространился в смутные времена двух последних столетий перед наступлением нашей

эры. Древние евреи, столкнувшись с жесткой оккупацией, сперва в эллинистический, затем –

в римский периоды, ощущали опасность, в которой оказалась культурная и религиозная

самобытность их страны. Они оказывали упорное и героическое, но безнадежное

 

 

10

   


 

сопротивление, в центре которого – восстание Маккавеев, произошедшее во II веке до н.э.

Вдобавок (возможно, неосознанно) они испытывали влияние героической мифологии своих

соседей. Все это приводит их к переосмыслению своей истории, в ходе которого в

эсхатологию возвращается надежда на спасение. Немногочисленные экстремистские группы

начинают обвинять свой народ в предательстве дела Бога. И они вновь помещают события

своей эпохи в рамки великой борьбы космического масштаба между Добром и Злом,

используя для этого соответствующие образы в апокалиптическом стиле. Члены этой секты

почитали себя богоизбранной кучкой людей, которым обещано спасение. Этого последнего

лишены враги Израиля, а также – множество неверных народов – все они находятся в лагере

врага, сатаны, который становится ответственным за зло и будет побежден в великом

вселенском сражении, которое уже начинается.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал