![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конвейерные ленты и их параметры
Грузонесущим и тяговым элементом на ленточном конвейере служит лента. Ленты бывают прорезиненные тканевые, резинотросовые, стальные, синтетические. Нормальный ряд ширины ленты по ГОСТ 22644-77: 300, 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000, 2500, 3000 мм. Основные требования предъявляемые к ленте: - высокая прочность и износостойкость; - малая материалоемкость и масса; - небольшое относительное удлинение; - высокую эластичность (гибкость) в продольном и поперечном направлениях; - хорошая гигроскопичность; - значительная сопротивляемость знакопеременным нагрузкам. Прорезиненная лента имеет тяговый каркас А (рисунок), покрытый со всех сторон эластичным защитным заполнителем. По типу тягового каркаса ленты различают: резинотканевые и резинотросовые. Резинотканевая лента состоит из нескольких пропитанных резиной тканевых прокладок. Сверху и снизу лента покрыта резиной разной толщины. Стальные ленты обычно d =1мм и шириной до 800 мм. 2.1 Резинотканевые ленты (по ГОСТ 20-85) Тяговым каркасом ленты служат прокладки из различных тканей, расположенные послойно с резиновыми прокладками. а, б, в - резинотканевая с одноосновными (б) и двухосновными (в) прокладками 1 - верхняя обкладка (грузовая); 2 - защитная брекерная ткань; 3 - прокладки; 4 -резиновые прослойки; 5 - нижняя обкладка (поддерживающая); 6 - основа (продольные нити); 7, 8 - уток (поперечные нити). Рисунок -Резинотканевая лента Тканевые прокладки современных лент изготавливают синтетического или комбинированного волокна (капрона, нейлона, лавсана, и др.) обладающего вы- сокой прочностью, а также хлопчатобумажных тканей (с одинарными - бельтин-говыми шнуровыми прокладками). Изготовляют ленты с прокладками из тканей типа МК-600 и МК-800 с прочностью 600 и 800 Н/мм ширины одной прокладки. Тканевая прокладка состоит из продольных нитей (основы) и поперечных нитей (утка). Прокладки бывают: одноосновные - с одним рядом нитей основы (наибольше распространенный тип); двухосновные - для лент повышенной надежности при транспортировании крупнокусковатых грузов и многоосновные (цельнотканые) из нитепрошивного полотна. Сверху над первой прокладкой укладывают защитную (брекерную) ткань, предохраняющую прокладку от повреждений. В качестве заполнителя применяют резиновые смеси с натуральным или синтетическим каучуком, с добавлением сажи или железного сурика, мела, пластмассы - типа полихлорвинил. По рецептуре заполнителя и назначению выполняют ленты: - общего назначения t°(+60° … -45°) С; - морозостойкие, вид М t° (+60°… -60°) С; - теплостойкие, вид Т t° до +100°С; - повышенной теплостойкости ПТ t° до +200°С; - пищевые П; - негорючие Ш; - маслостойкие МС; - магнитотвердые (обладают свойством намагничивания). Концы резинотканевой ленты при стыковке соединяются: - горячей или холодной клейкой (клей - СВ-5); - металлическими соединителями (скобами, шарнирами); - внахлестку заклепками; - сшивают сыромятными ремнями; - вулканизацией.
При склейке концы ленты разделывают ступенчато под углом 18-26°.
Рисунок - Схема соединения концов ленты металлическими соединителями. Резинотросовую ленту соединяют только методом вулканизации. 2.2 Резинотросовые ленты Они находят все большее применение в мощных конвейерах. Имеют небольшое удлинение (не более 0, 5%), значительно большую долговечность и гибкость. Ширина этих лент достигает 3500 мм, диаметр троса от 2, 1 до 11, 6 мм, шаг 20-25 мм, диаметр проволоки 0, 3-1 мм. А - тяговый каркас; Б - заполнитель Рисунок - Резинотросовая лента Преимущества резинотканевых лент: возможность сочетания функций тягового и несущего элементов (за исключением лент ковшового элеватора), высокая амортизирующая способность, универсальность выполнения стыкового соединения, малая масса, простота конструкции и эксплуатации, скорость передвижения ленты до 6...8 м/с. Недостатки: большое удлинение в процессе работы (до 5%), фрикционный способ передачи тягового усилия, требующий большого первоначального натяжения. Преимущества резинотросовых лент: большая прочность, малые удлинения, высокий срок службы. Недостаток: большая масса, сложность изготовления. 2.3 Стальная обрезиненная лента а - со встроенной металлической полосой; б - со встроенной металлической сеткой Рисунок - Стальная обрезиненная лента Недостатком этих лент является большая поперечная жесткость, т.е. невозможность применения на конвейерах с желобчатым профилем. 2.4 Пути повышения срока службы лент Конвейерная лента является дорогим элементом (лента длинной 300... 400 м, шириной 2 м стоит 100 тыс. грн.). Поэтому, в процессе работы, должно быть обращено внимание на повышение срока её службы, который зависит от качества ленты, длины конвейера, высоты падения груза и его крупности. С этой целью на заводах РТИ повышают продольную и поперечную прочность каркасов, улучшают качество резины, увеличивают толщины рабочей обкладки ленты, применяется прослойки между прокладками. На месте эксплуатации снижают высоту падения груза, применяют криволинейные лотки, устанавливают питатели с подсевом мелочи для создания предохранительного слоя (подушки), снижают крупность транспортируемых грузов (улучшением буровзрывных работ). Однако в каждом случае необходим предварительный экономический расчет для оценки эффективности одного из указанных способов. 2.5 Расчет конвейерных лент Расчетными параметрами лент являются: ширина В, толщина d, число прокладок d, масса одного метра, прочность ткани прокладки на продольный разрыв Sрп. Сила тяжести (Н/м) одного метра резинотканевой ленты: q=q rл (d0 i+d1 +d2)В = q рл d лВ, где rл - плотность ленты, рл =1000... 1500 кг/м3, часто принимают рл =1100кг/м3; d0 - толщина прокладки, d0 =0, 0012... 0, 002 м; i - число прокладок; d1 и d2- толщины верхней и нижней обкладки, м; В- ширина ленты, м; dл- толщина ленты, м; q - ускорение свободного падения, м/с. Точные значения массы одного метра ленты даны в каталогах или в ГОСТах на ленты. Необходимое число прокладок по расчетному натяжению: i > к Smax /(Sp1B), где К - коэффициент запаса прочности ленты (К=10... 15); Smax - максимальное расчетное натяжение ленты, Н; Sp1 - прочность ткани прокладки, Н/мм; В - ширина ленты. К= Ко /(Кнр Кст Кт Кр), где Ко- номинальный запас прочности (К0 =5-10, для теплостойких лент Ко=15 при t=150° и К0=20 при t до 200°); Кнр - коэффициент неравномерности работы прокладок;
Кст - коэффициент прочности стыкового соединении, Кст =0, 95-0, 8 (для вулканизированного стыка), Кст =0, 5 (стык выполнен при помощи скоб и шарниров), Кст=0, 4-0, 3 (стык внахлестку заклепками); Кт - коэффициент конфигурации трассы, Кт =1-для прямолинейного горизонтального конвейера, Кт =0, 9- для прямолинейного наклонного конвейера, Кт = 0, 85- для наклонного конвейера со сложным профилем; Кр - коэффициент режима работы.
Сорт резины и толщины наружных обкладок на верхней d1 и нижней d2 сторонах ленты выбираются в зависимости от свойств и размеров кусков транспортируемого груза, режима работы и частоты прохождения ленты через пункт загрузки. Для малоабразивных насыпных грузов d1 =3мм, d2 = 1 мм. Для среднеабразивных: мелкокусковых d1 =3, 0...4, 5мм, d2 =1мм; среднекусковых d1=4, 5...8мм, d2=2мм. Для сильноабразивных средне- и крупнокусковатых грузов d1 =4, 5... 10мм, d 2 =2... Змм. Для штучных грузов d1=2... Змм, d2=1... 2мм.
|