![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Исторические вехи коммуникаций
Коммуникационная история человечества включает в себя развитие форм коммуникаций (личностно-групповых на ранних стадиях) до массовых и глобальных сегодня. Их развитие связано с изобретательской деятельностью в области информационных носителей. Движущими силами развития были потребности людей: - в более быстрой передаче информации (скорость); - в больших объемах (количество); - на более дальние расстояния (дальность); - в более совершенном виде (качество); - с наименьшими затратами (экономичность); - в равенстве доступа к информации (информационное равенство). В настоящее время эти общечеловеческие задачи в большой степени решены, хотя проблемы еще есть. Остановимся на основных вехах развития коммуникаций 1. Первая социально-коммуникативная революция – создание алфавитов, для европейской цивилизации - греческого и латинского. В связи с этим устная коммуникация стала все больше дополняться письменной. В то же время обострилась проблема носителя и множителя информации. 2. Изобретение бумаги и печатного станка. Китай и Европа стали родиной бумаги и печатного станка. Преимущество Европы заключается в том, что именно здесь началась «печатная революция». Создание И. Гутенбергом в середине XV века печатного станка с движущейся железной платой привело к быстрому росту книгопечатания, газет и журналов. Письменная коммуникация (письмо) дополнилась печатной – производством и чтением СМИ. В то же время оставалась нерешенной проблема скорости передачи информации. 3. В середине XIX века появляется телеграф, который позволяет мгновенно передавать информацию с помощью азбуки Морзе (точки и тире в виде коротких и длинных электрических сигналов) по проводам вдоль железных дорог. В конце XIX века А.Белл изобретает телефон, который позволил преодолеть трудности телеграфного языка и быстро передавать информацию на обычном языке. 4. В это же время параллельно с телеграфом рождается фотография, расширяющая возможности человека по передаче и восприятию визуальной, изобразительной информации. В конце века с рождением кино неподвижная фотография начинает двигаться, расширяя возможности людей по отражению реальности. 5. Изобретение А.С.Поповым радио в 1895 году и его продвижение на рынок Г.Маркони привело к коммуникации без проводов. Теперь информация могла передаваться на большие расстояния по воздуху как беспроводному каналу связи при наличии радиопередатчика и приемника. 20-30 годы XX века стали для людей «веком» радио, поселившегося рядом с человеком. 6. Следующий революционный шаг человечества связан с рождением в первой четверти XX века телевидения («дальновидения»), сердцем которого явилась электронно-лучевая трубка В. Зворыкина. Телевизор «привел» кино в середине века в личные дома и квартиры людей, превратив телевизор в основной источник визуальной и вербальной информации. 7. Русский спутник 1957 года открыл космические возможности телевидению, радио, телефону для мгновенной передачи информации в любую точку земного пространства. Эта задача будет решена полностью после создания всемирной глобальной системы космических спутников связи. 8. И, наконец, вторая половина XX века ознаменовалась самымфантастическим прорывом в коммуникациях – это создание персонального компъютера и Интернета. С их помощью человек стал экономить массу времени и сил на быстрый поиск и передачу разных объемов информации и доступ практически ко всем видам печатной, визуальной, музыкальной, радио и телеинформации. Дальнейший прогресс будет связан с формированием информационно-коммуникативного общества, в котором большинство граждан будет владеть современными средствами коммуникации для производства, передачи и приема информации. Число профессиональных информационно-коммуникативных работников займет лидирующее положение в обществе и будет производить рыночный продукт большей стоимости по сравнению с традиционными товарами. Одновременно с этим будет происходить внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей, организаций и общества.
|